Концертная программа реализована в рамках проекта «АСМО» «Лабораторией современной музыки» и ансамблем «Омнибус» в Государственной консерватории Узбекистана.
На днях в «Лаборатории современной музыки» при Государственной консерватории Узбекистана в рамках образовательного проекта «АСМО»- «АКАДЕМИЯ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ ОМНИБУС» состоялась уникальная концертная программа под названием «ЗВУКОВЫЕ УЗОРЫ, посвященная памяти выдающегося американского контрабасиста, музыканта-виртуоза знаменитого ансамбля «Bang on a can» — Роберта Блэка.
Роберт Блэк — один из самых известных исполнителей на контрабасе. Он буквально заставлял этот инструмент звучать иначе, раскрывая своей виртуозной интерпретацией весь потенциал инструмента и меняя его традиционное (классическое) звучание до неузнаваемости. Являясь сильнейшим мастером контрабасового искусства, Роберт Блэк, поражал слушателей своей яркой чуткой выразительностью и свободной безупречной техникой владения инструментом, способствующей новому ультрасовременному прочтению сложных опусов ХХ и ХХI вв.
Напомним, что знакомство с Робертом Блэком студентов и педагогов Государственной консерватории Узбекистана состоялось еще в 2007 г., а 31 октября 2020 г. музыкант, в режиме онлайн, провел интересный мастер-класс, продемонстрировав яркие исполнительские приемы и всевозможные эффекты на контрабасе.
Концертная программа «ЗВУКОВЫЕ УЗОРЫ» в рамках проекта «АСМО», включающая в себя 8 различных пьес и воплощающая современное и национальное звучание, представляет собой одну единую целую коллективную музыкальную композицию, звучавшую 40-50 минут в режиме «non stop». Это был, своего рода, реквием памяти Роберта Блэка.
В концерте прозвучали совершенно новые музыкальные пьесы, совместно сочиненные и исполненные студентами-композиторами — Николя Габриелян, Дильбар Фахридиновой, Одиной Омонжоновой, Жасуром Облетом и студентами-контрабасистами – Навшодбеком Орибжоновым, Норбеком Буронбоевым, Музаффаром Тиллаевым, Аюбхоном Нумоновым под руководством композитора и дирижёра, доцента кафедры композиции и инструментовки Государственной консерватории Узбекистана — Джахонгира Шукура и музыканта-контрабасиста — Музаффара Рассулходжаева.
Уникальность программы «ЗВУКОВЫЕ УЗОРЫ» и проекта «АСМО» — «АКАДЕМИЯ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ ОМНИБУС» в том, что это проект коллаборация – объединение умений, навыков, опыта, знаний, ресурсов для решения сложных интересных задач и достижения наивысших совместных результатов, это проект, где синтезировались два направления: композиторское и исполнительское. Студенты-композиторы сами являлись как авторами своих пьес, так и исполнителями на ударных инструментах, а студенты-контрабасисты предстали перед слушателями в роли композиторов, одновременно интерпретировав сложные партии на контрабасе. В этой связи подчеркнем основную цель проекта — повышение статуса и значительного интереса к контрабасу среди молодежи.
Отметим, что все пьесы написаны специальным методом сочинения музыки -– «МКРК» — «Методом коллективной резонансной композиции», разработанного тренерами лаборатории. «МКРК» — это инновационный метод создания музыки, это новая концепция творческого процесса, в основе которой лежит система духовных понятий и терминов, теоретических знаний и практических навыков, способных структурировать музыкальное сочинение и его интерпретацию на совершенно новом уровне мышления, это синтез сочинительской, исполнительской и импровизаторской деятельностей.
Такой взаимообмен знаниями, навыками и опытом между студентами двух различных специальностей способствует качественному повышению уровня образования и обеспечивает высокий профессионализм на международном уровне. Этот совершенно новый формат проекта в аспекте синтеза искусств, начал активно развиваться в Государственной консерватории Узбекистана с создания «Лаборатории современной музыки», состав которой представляет профессиональный коллектив, единственный в Центральный Азии ансамбль современной музыки международного значения – ансамбль «Омнибус» (художественный руководитель – Артем Ким).
Своим ярким и проникновенным исполнением, ребята, совместно с наставниками лаборатории и тренерами ансамбля «Омнибус», продемонстрировали огромнейший потенциал всех художественных и технических средств, такого, казалось бы, неподвижного инструмента, как контрабас.
Концертная программа «ЗВУКОВЫЕ УЗОРЫ» являет собой, с одной стороны современное звучание, изобилующее всевозможными эффектами, приемами, техниками письма, но и с другой стороны воплощение богатого звукового мира Центральной Азии, его обычаев и традиций, быта и образа жизни кочевого народа. Неслучайно, музыка ассоциируется с визуальным видеорядом, отражающим страницы истории Центральной Азии – «Великий шелковый путь», картины общества, быта, природы, охоты, войны и др.: в первую очередь, этому способствуют имитации тембрам традиционных инструментов — уда, сато, дутара, чанг-кобуза, дойры различными исполнительскими возможностями контрабаса, благодаря которым музыка обретает национальное звучание. В этом отношении контрабас, трансформируясь, звучит новыми гранями, новыми красками, обретая совершенно новые смыслы.
Яркая, свежая, то рефлективно медитативная, то динамично развивающаяся, музыка, отличается непрерывностью и текучестью развития, где драматургия целостной музыкальной композиции схожа с принципами макомной драматургии – даромад, миёнхат, дунаср, аудж, катта аудж, фуровард. Также отметим, что концептуальные точки композиции сосредотачивались на кульминационных моментах, сменяясь темповыми (то медленно текучие, плавные, то быстро развивающиеся динамичные) и жанровыми (песенные, танцевальные, моторные, речитативно-декламационные) сравнительно-сопоставительными контрастами. Особо эффектно прозвучали имитации тембрам традиционных инструментов тембром контрабаса, его сольные партии, переклички 4-х и 2-х контрабасов различными приемами (традиционными и нетрадиционными способами звукоизвлечения), эффектные фоновые ударные инструменты, моменты tutti, а также вокальный фрагмент, где все участники исполнили хоровую партию.
Вокально-инструментальное коллективное сочинение, одновременно являясь и современным, и традиционным, в основном сохраняло дух медитативности – одной из характерных черт мышления и образа жизни тюркских народов, своего рода самоуглубленность, погруженность, абстрагированность, интровертность, сосредоточенность и рефлективность.
Отметим, что музыка произвела восторженное впечатление на слушателей и вызвала яркие эмоции: потрясенные лица, возбужденное состояние людей, громкие овации, нескончаемые крики «браво», долгие аплодисменты и бурные обсуждения после концерта.
Своими впечатлениями поделилась композитор, Дилором Сайдаминова: «Я потрясена и все потрясены. Проект «АСМО» и программа «Звуковые узоры» — это искусство, это интеллект, это наивысшая деятельность человека, это исконно глубокие внутренние человеческие переживания. У нас есть будущее и будущее прекрасно».
Свой восторженный отзыв также оставила композитор, профессор кафедры композиции и инструментовки ГКУз, Хуршида Хасанова: «Я в восторге. Получилось отлично. Скажу честно, что я не ожидала. Звучало сугубо национально. Контрабас прозвучал в совершенно новом амплуа. Я поздравляю всех участников и в, частности, Джахонгира Шукура, так как проделана большая работа. Я хочу пожелать, чтоб таких концертов было больше. Мы должны идти в ногу со временем. Сейчас уже ХХI век».
Также своим мнением поделилась Николя Габриелян, одна из участниц проекта, композитор: «Проект был интересен для меня самой идеей использования контрабаса в нестандартном к нему подходе, то есть идеей имитации традиционных инструментов тембром контрабаса. Где мы такое могли увидеть и услышать? Конечно, только в лаборатории современной музыки. Особо впечатляло использование контрабаса, к примеру, как ударного инструмента или как традиционного (уда). Также отмечу концепцию работы композитора и исполнителя — это в принципе важно для исполнителя: почувствовать себя в роли композитора. Самым удивительным для меня было то, что с самых первых репетиций у наших ребят загорелись глаза. Они играли и работали с большим желанием. Не все исполнители сейчас могут понять и принять современную музыку, так как для многих это совершенно далекая сфера, с которой они не хотят соприкасаться. А здесь я увидела желание, рвение, это было вдохновляющим как для композиторов, так и для исполнителей. Думаю, что для них это было испытанием их возможностей: где-то нужно было применить технические навыки, где-то выразительные, а где-то просто фантазию. Я считаю, что это классно работать в команде, и, всё это было крутым и полезным опытом».
Посвящая свою музыку Роберту Блэку, студенты консерватории отдают дань памяти этому маститому музыканту и выражают огромную благодарность за демонстрацию его секретов мастерства. Результатами работы студентов, совместно с наставниками лаборатории, явилась концертная программа «ЗВУКОВЫЕ УЗОРЫ», которая надолго останется в памяти благодарных слушателей, а партитуры пьес молодых композиторов станут отправной точкой создания интересной музыки для различных инструментов.
Особо отметим качественную, плодотворную, высоко профессиональную работу композитора и дирижера, Джахонгира Шукура, и музыканта-контрабасиста, Музафара Рассулходжаева, которые на протяжении пяти месяцев работали над этим проектом, оттачивая мастерство студентов день ото дня.
Сегодня с нами нет Роберта Блэка, но музыкальное искусство на контрабасе продолжает жить и удивлять слушателей снова и снова. Подтверждение этого – прошедший в атмосфере абсолютного творчества и тишины концерт «ЗВУКОВЫЕ УЗОРЫ», который затронул сердце каждого.
Алина КУТЛУЧУРИНА, музыковед, доктор философии по искусствоведению PhD Государственной консерватории Узбекистана