back to top
18.1 C
Узбекистан
Понедельник, 4 ноября, 2024

Продовольственная безопасность для Узбекистана

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,010ПодписчикиПодписаться

Сразу оговорюсь: это не публицистика или научная статья, а скорее взгляд бизнесмена-практика, анализ и диагноз текущей ситуации.

Еще в 6 веке до нашей эры греческий философ Гераклит сказал: «Все течет, все изменяется». И это уже клише: мир вокруг нас кардинально изменился, и он постоянно меняется с устрашающей скоростью и меньшей предсказуемостью (это хорошо описано в нашумевшем бестселлере «Черные лебеди» Н. Талеба). В научном обиходе все чаще упоминается универсальный принцип неопределенности, сформулированный В. Гейзенбергом.

Но вышеупомянутые концепты не должны стать причинами пессимизма и апокалиптических настроений. Напротив, знание их стимулирует нас становиться более адаптивными и гибкими, готовыми к любому сценарию развития событий.

Психологически наш мозг относится к любым переменам как к потенциальной угрозе. Изменения требуют отказа от проверенных, хорошо известных алгоритмов поведения, которые больше не работают. Нам необходимо срочно выработать новые адаптивные линии поведения, адекватные сложившейся ситуации. Это конечно очень сложно, энергетически затратно и, может быть, даже опасно для статуса кво заинтересованных лиц. Лица в нашей стране, ответственные за выработку экономической политики, не успевают за постоянно и быстро меняющейся обстановкой. Поэтому они часто непродуманно и хаотично реагируют на возникающие вызовы. Однако необходимо выработать комплексную экономическую стратегию, способную на основе глубокого научного анализа происходящих тектонических сдвигов в фундаменте мироздания, их причин и последствий. Также важно прогнозировать угрозы и вызовы для нашей безопасности и системно, без паники, на них реагировать. Следует быстро адаптироваться к новым реалиям и искать адекватные решения.

В условиях глобальной нестабильности особое значение приобретает обеспечение продовольственной безопасности и интенсивное развитие сельского хозяйства. Однако, в Глобальном индексе продовольственной безопасности по итогам 2022 года Узбекистан занял лишь 73-е место из 113 стран, а среди 23 стран региона Азия/страны Тихого океана – 16-е место, набрав 57,5 баллов из 100.

Для 27 процентов населения Узбекистана, занятых в сельском хозяйстве (согласно официальной статистике), это вопрос выживания. Конечно, невозможно выдергивать сферу сельского хозяйства из всего макроэкономического комплекса Республики, но в рамках данной заметки мы сосредоточимся на этой болевой точке.

За 30 лет моей работы в области сельского хозяйства я все с возрастающей тревогой наблюдаю за его деградацией, что создает непосредственную угрозу продовольственной безопасности страны. Складывается впечатление, что у наших чиновников есть иллюзия, что все эти проблемы недостатка продовольствия можно решить за счет импорта. И, надо признать, что, например, недостаток картофеля восполнили за счет ежегодно возрастающего импорта из Казахстана и России — мы говорим о сотнях миллионов долларов.

Однако недавно Президент нашей Республики отметил, что много лет наш импорт намного превышает наш экспорт, то есть мы живем в долг. Это одна из причин галопирующей инфляции. Узбекский сум в ряду одних из самых быстро обесценивающихся валют. Есть еще риски других “черных лебедей” — новой пандемии или военных конфликтов из-за недостатка воды, например, влекущих за собой прерывание существующих логистических цепочек. Кроме того, растущий курс доллара, высокие цены на топливо, высокие страховые платежи из-за разнообразных рисков приводят к постоянному удорожанию импорта.

Поэтому, как бы не хотелось нашим чиновникам заниматься сложными реформами сельского хозяйства, таковая необходимость назрела ещё вчера. Следует выработать устойчивую и долгосрочную концепцию обеспечения продовольственной безопасности, о которой неустанно говорит наш Президент.

Но вернёмся к вопросу о том, как за короткое время Узбекистан из экспортёра продовольственного картофеля превратился в одного из крупнейших в СНГ импортёров. Я намеренно фокусирую внимание на этом вопросе, так как он, как лакмусовая бумага, показывает застарелые проблемы всего нашего агрокомплекса.

Причины столь драматичных перемен в нашем сельском хозяйстве носят как объективный, так и субъективный характер. Среди независящих от нас факторов, негативно влияющих на развитие нашей экономики, назову следующие:

  1. Резкие глобальные изменения климата, усугубляющие резко континентальный климат в нашей стране (временные окна, благоприятные для созревания различных сельскохозяйственных культур, сокращаются, а летние температуры всё возрастают, таяние ледников угрожает полным истощением ресурсов для полива),
  2. Растущие цены на продовольствие,
  3. Рост населения Земли,
  4. Пандемия Covid-19,
  5. Военные конфликты, затронувшие огромное количество государств и вызвавшие кризисы и рецессии в мировой экономической системе, рост цен на энергоносители, транспорт, страхование и т. д.

Все эти объективные трудности усугубляются нашими внутренними проблемами (т. н. субъективные причины):

  1. Маловодье и засуха, вызванные варварским архаичным потреблением воды, целые регионы опустыниваются и становятся непригодными для земледелия.
  2. Деградация почв, из-за отсутствия системного распределения ресурсов на основе глубокого изучения норм потребления воды, химикатов и удобрений для различных культур и сортов, отсутствие севооборота, намеренного перевода с/х угодий в участки для застройки недвижимостью из-за возможности быстрого обогащения, вырубка деревьев и т. д.
  3. В связи с этим идёт снижение урожайности земель и производительности труда в секторе сельского хозяйства. Справедливости ради надо отметить, что в хлопководстве, садоводстве, производстве пшеницы, некоторых огородных культур есть серьёзный рост. В эти области государство вкладывает большие деньги, выделяются льготные кредиты и т. д. Но и здесь надо считать внимательно эффективность вложенных средств, уровень роста производительности труда и т. д. Так, несмотря на растущую урожайность, мы только наращиваем импорт пшеницы из Казахстана и России. Такие дорогие наши орошаемые гектары используются без учёта реальной отдачи для экономики — стоимость производства, количество потребляемой воды и т. д.
  4. Стремительный рост населения в Узбекистане. Ожидается, что в период с 2022 по 2050 год население страны увеличится на 44%. С наибольшей вероятностью уже к 2028 году население страны будет насчитывать 40 миллионов жителей, а отметка 50 миллионов человек будет превышена до достижения горизонта прогноза (2050 год).
  5. Ограниченный доступ к долгосрочным и дешёвым кредитам.
  6. Отсутствие частной собственности на Землю, что выводит её из финансового оборота, препятствует привлечению капитальных вложений в сельское хозяйство, т. к. нет гарантий прав собственности, долгосрочная аренда не является достаточным для банков залоговым обеспечением кредитов. Дехкане вынуждены брать в субаренду участки в разных местах, без анализа почвы, предыдущих с/х культур, анализа воды для орошения — которое производится архаичным арычным методом, при котором вымываются удобрения. Фермеры не заинтересованы вкладывать долгосрочно в землю, которая им не принадлежит.
  7. Малое количество современных хранилищ, предприятий по переработке сырья и создание конечных продуктов с высокой добавленной стоимостью.
  8. Всё ещё есть барьеры в региональной торговле и кооперации в вопросах энергетики и водопользования.
  9. Нет научного прогнозирования, основанного на глубоком анализе климатических изменений, структуры почв, анализа эффективности культур с точки зрения их засухоустойчивости, минимального использования воды и скороспелости. Медленное внедрение современных водо- и энергосберегающих технологий, непродуманные инициативы типа строительства теплиц без учета реальных возможностей их газоснабжения, что привело к огромным экономическим потерям владельцев теплиц. Или внедрение НДС на импорт товаров, привело к уходу в тень огромного пласта бизнеса из-за выросшей налоговой нагрузки, росту цен и т. д.
  10. Нет системного, комплексного стратегического планирования, увязывающего все элементы макро- и микроэкономической структуры в их взаимозависимости и взаимовлиянии, начиная с реформы государственного управления, упрощения и цифровизации налоговых, таможенных процедур, гос. услуг, преодоление узковедомственных подходов к решению проблем.
  11. Надо отметить, что в сфере дигитализации и либерализации экономики сделано очень много — нормализация отношений с соседними странами, что создает долгосрочную и благоприятную основу для создания региональной торговли и кооперации, ликвидированы многие бюрократические барьеры для создания и ведения бизнеса, свободное конвертирование валют, различные льготы экспортерам. Но по неутешительным результатам привлечения и эффективности инвестиций в нашу экономику, о чем недавно говорил Президент нашей страны, понятно, что делается явно недостаточно.
  12. Очень низкий уровень подготовки специалистов сельского хозяйства — наши фермеры нуждаются в информации о современных технологиях, диверсификации производства с целью снижения рисков, финансовой и юридической грамотности и т. д. Из перечисленных проблем становятся очевидными меры, которые было бы желательно предпринять для преодоления негативных тенденций в аграрном секторе и интенсификации его развития: нам надо понять, на что мы будем опираться в решении этих задач — рыночные методы или командно-административные.

Если мы хотим внедрять рыночные механизмы регулирования сельского хозяйства, то:

  1. Необходимо, как бы трудно это не было, провести приватизацию земли и ввести её наконец в финансовый оборот. Это привлечёт капиталовложения в аграрный сектор, в котором оно остро нуждается, и позволит фермерам спокойно вкладывать средства в улучшение почв, инфраструктуры, модернизацию производства и внедрение современных водо- и энергосберегающих технологий.
  2. Необходимо провести перепись населения, чтобы понимать, сколько нас, и сколько нас будет в скором времени, чтобы осознать масштаб стоящих перед нами задач и наличие людей, способных их решать. Невозможно заниматься
  3. полноценным и глубоким анализом ситуации и стратегическим планированием без точного знания количества и структуры (гендерной и возрастной, профессиональной и этнической) населения, его образовательного уровня и тенденций развития.
  4. Оптимизация региональной кооперации в области водопользования, энергетики и торговли — устранение всех имеющихся на этом пути барьеров.
  5. Серьёзная подготовка местных кадров. Без квалифицированных специалистов невозможна реализация самых амбициозных реформ.
  6. Создание благоприятных налоговых и таможенных режимов для тотальной модернизации с/х с целью резкого увеличения производительности труда в этой сфере. Отмена НДС на импорт современного оборудования для хранения и переработки аграрной продукции, и высококачественного семенного материала, племенного скота и птицы.
  7. Льготное и долгосрочное кредитование фермерских хозяйств и аграрных компаний с использованием страхования рисков и надёжных залогов, инструментов типа предэкспортного финансирования, факторинга, овердрафтов и т. д.
  8. Срочное решение энергетического обеспечения экономики. Внедрение альтернативной энергетики и энергосберегающих технологий.

Продовольственная безопасность — важнейшая часть суверенитета страны. Разумеется, практически невозможно достичь 100-процентного уровня самообеспеченности, но создать прочную основу для предотвращения возникновения дефицита и роста цен на самые важные элементы продуктовой корзины (некоторые за счёт стимулирования роста местного производства на основе выбора самых эффективных в наших почвенно-климатических условиях культур, другие с помощью своевременного, следовательно, по оптимальным ценам импорта) — залог устойчивого развития благосостояния народа, а значит, стабильности государственного строя.

Ф. ТАТИБАЕВА

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Очень актуальная и своевременная статья, требующая скорейшего решения озвученых недостатков и предложений в сфере с/х. Всё это, действительно, надо было начинать делать ещё вчера. Медлить нельзя!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В банковском секторе Узбекистана наблюдается усиление конкуренции

Конкуренция в банковском секторе Узбекистана: обновлен индекс Херфиндаля-Хиршмана за третий квартал 2024 года. Институтом макроэкономических и региональных исследований при Кабинете...

Больше похожих статей