back to top
7.6 C
Узбекистан
Суббота, 30 ноября, 2024

«Новый Узбекистан» на пути решения миграционных проблем. Часть третья

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,070ПодписчикиПодписаться

Часть 1, Часть 2

Либерализация внешней трудовой миграции позволяет узбекским трудовым мигрантам стать полноправными участниками международного рынка труда. В частности, принятые нормативно-правовые акты включают двусторонние межправительственные соглашения в сфере организации безопасной, упорядоченной и законной трудовой миграции. На основе международных стандартов разрабатываются новые законы и вносятся изменения в существующие. Своевременное решение вопросов международной миграции, несомненно, обеспечит Узбекистану устойчивый экономический рост и переход к инновационному развитию.

В 2020 г. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подписал постановление «О мерах по внедрению системы безопасной, упорядоченной и легальной трудовой миграции». В нем предусматриваются основные принципы, в том числе внедрение системы безопасной, упорядоченной и легальной трудовой миграции, основанной на финансовой, профессиональной, образовательной и социальной поддержке мигрантов. Территориальным отделениям Агентства по внешней трудовой миграции предоставлены следующие права:

— заключение прямых договоров с иностранными работодателями и их представителями, а также трудоустройство граждан на основании заключенных договоров;

— установление контактов и проведение переговоров с территориальными миграционными и другими государственными органами зарубежных стран, сотрудничество с организациями соотечественников за рубежом;

— привлечение грантов иностранных (международных) финансовых институтов для развития миграции.

С 1 января 2021 г. в Узбекистане действует система обязательного профессионального обучения лиц, выезжающих из страны для трудовой миграции. Для этого помимо 13 моноцентров «Ишга мархамат», 30 центров профессионального обучения, 11 курсов краткосрочного профессионального обучения в районах Ташкента и 136 центров профессионального обучения махаллей созданы:

— краткосрочные курсы (до 3 месяцев) для трудовых мигрантов в 13 колледжах и 13 техникумах (общая годовая вместимость 20,2 тыс. студентов) по изучению иностранных языков;

— учебные планы краткосрочных курсов адаптированы к требованиям крупных иностранных работодателей (российской НИПИГАЗ, Renaissance Heavy Industries, B.T.K GRUP, турецкая ANT YAPI, Tayga Group, ОАЭ Tadbeer). Данные курсы готовят квалифицированных специалистов по запрашиваемым профессиям крупных иностранных работодателей и частных агентств занятости. Для проведения занятий за счет средств Фонда при Минтруде привлекаются квалифицированные специалисты крупных зарубежных предприятий и преподаватели ведущих учебных заведений.

В период до 1 января 2021 г. были созданы:

— Центр тестирования «Японский язык и профессиональные навыки» в моноцентре «Ишга мархамат» в Ташкенте при сотрудничестве с японскими работодателями.

— Школа сварщиков в моноцентре «Ишга марҳамат» в Фергане совместно с Национальным агентством сварочного контроля России.

— Учебный центр для обслуживающего персонала в моноцентре «Ишга мархамат» в Гулистане в сотрудничестве с кадровым центром Тadbeer в ОАЭ.

— Центры обучения иностранным языкам и обслуживанию в сотрудничестве с Японией и ОАЭ.

С 1 января 2021 г. в Узбекистане выдаются микрозаймы выезжающим на работу за границу малообеспеченным членам семей, зарегистрированным в информационной системе «Единый регистр социальной защиты». Микрозаймы выдаются в размере до 10 млн. сумов на покрытие расходов на срок, связанный с трудоустройством за рубежом (включая поездки и разрешения на работу). Часть процентной ставки микрозайма выше 14%, но не более 21% компенсируется за счет средств Государственного фонда содействия занятости. С 1 января 2021 г. в Узбекистане организованная трудовая деятельность за рубежом приравнивается к видам деятельности, которыми могут заниматься самозанятые лица. К этим лицам применяется порядок уплаты налогов и расчета пенсий, как к самозанятым лицам.

Президент Узбекистана Ш.М. Мирзиёев 23 июня 2023 г. на встрече с избирателями в Кашкадарьинской области назвал соотечественников, работающих за границей, «настоящими героями». «Нелегко зарабатывать в чужой стране, сталкиваясь с разными трудностями, честным трудом. Будет правильно, если мы назовем наших людей, работающих в таких условиях за рубежом, настоящими героями. Мы должны сказать спасибо соотечественникам, набирающимся опыта и навыков за границей», — отметил президент. «В целом, на мероприятия по работе с соотечественниками за рубежом, социальную, правовую и материальную поддержку гражданам, уехавших для работы и учебы за границу, в следующих годах будет выделено 200 млн долларов», — заявил Шавкат Мирзиёев.

Как известно, руководство страны активно продвигает идеи государственно-частного партнерства, в том числе, в сфере трудоустройства незанятого населения. В то же время, огромное количество безработных, зарегистрированных в центрах занятости населения во всех регионах Узбекистана, нуждаются в трудоустройстве. При этом, как миссией Министерства занятости и сокращения бедности Республики Узбекистан, так и целями частных агентств занятости являются обеспечение максимальной и достойной занятости каждого трудоспособного гражданина страны, содействие росту уровня жизни и благосостояния населения путем организации трудовой занятости, трудоустройства безработных, молодежи, женщин.

Разрешение платы за услуги частных агентств занятости стало бы справедливым вознаграждением и инвестициями в успешное трудоустройство. Согласно ст. 13 Закона РУ «О частных агентствах занятости», запрещается взимать плату за услуги, связанные с трудоустройством физических лиц, ищущих работу за пределами Узбекистана. Вместо этого оплата этих услуг должна быть покрыта работодателем. Данное положение направлено на защиту лиц, ищущих работу, однако оно непреднамеренно создало препятствия для развития государственно-частного партнерства в сфере занятости.

На практике запрет на взимание платы за услуги ограничил возможности частных агентств занятости оказывать качественные услуги и расширять свою деятельность, так как большинство зарубежных фирм отказываются оплачивать услуги ЧАЗов, предпочитая принимать на работу трудовых мигрантов, приехавших в страну на свой страх и риск. В этом случае недобросовестным предприятиям легче нарушать трудовые права мигрантов, у которых нет легальной защиты и сопровождения их трудовой деятельности со стороны ЧАЗов Узбекистана. В результате, в настоящее время существует только девять зарегистрированных частных агентств занятости, имеющих лицензию Министерства занятости и сокращения бедности РУ на оказание услуг лицам, ищущим работу за пределами страны. Ограничения и запреты на взимание платы оказали негативное влияние на развитие этого сектора, так как отпугивают потенциальных предпринимателей и инвесторов, которые могли бы способствовать развитию ГЧП в сфере занятости. Более того, ограничение на взимание платы ведет к соблазну незаконной практики сокрытия взимания платы за услуги по трудоустройству. Некоторые агентства занятости могут искать способы обойти законодательство и получить вознаграждение от работников, ищущих работу за пределами Узбекистана, несмотря на запрет. В настоящее время ЧАЗы имеют право получать вознаграждение в размере 1 БРВ с одного трудового мигранта лишь за их консультирование. Назрела необходимость пересмотреть положение о запрете на взимание платы за услуги по трудоустройству лиц, ищущих работу за пределами Узбекистана. Вместо полного запрета, можно рассмотреть введение регулирования и контроля за взиманием платы, чтобы предотвратить незаконные практики и обеспечить прозрачность и честность в отношениях между агентствами занятости и работниками. Представляется, что оптимальным размером платы за услуги по трудоустройству лиц, ищущих работу за пределами страны, стала бы сумма, в десять раз превышающая базовую расчетную величину, установленную законодательством.

Защита прав трудовых мигрантов может быть обеспечена и посредством введения обязательного страхования ответственности частных агентств занятости.  В соответствии со ст. 13 Закона «О частных агентствах занятости», для оказания услуг по трудоустройству лиц, ищущих работу за пределами страны, частные агентства занятости обязаны резервировать средства в размере восьми тысяч пятисот базовых расчетных величин в Фонде поддержки и защиты прав и интересов граждан, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом, при Министерстве занятости и сокращения бедности РУ. Это положение, хотя и направлено на защиту интересов трудовых мигрантов, непреднамеренно препятствует развитию ГЧП в сфере трудоустройства незанятого населения. На практике, такое требование создает значительные препятствия для ЧАЗов, которые стремятся развивать свою деятельность и предоставлять качественные услуги по трудоустройству. Резервирование таких значительных средств в Фонде Министерства занятости РУ создает финансовые ограничения для ЧАЗов и затрудняет их развитие. Ограничения на финансовые ресурсы ЧАЗов ограничивают их способность привлекать инвестиции и развивать новые программы и проекты. Это в свою очередь затрудняет создание эффективных механизмов трудоустройства и ограничивает возможности для сотрудничества с государственными органами.

Кроме того, резервирование средств в Фонде Министерства занятости РУз может привести к неравенству и несправедливости в сфере трудоустройства. Частные агентства занятости, которые не могут позволить себе резервирование таких значительных сумм, оказываются в невыгодном положении по сравнению с государственным агентством, которое имеет доступ к государственным финансовым ресурсам. В результате, в настоящее время существует только девять зарегистрированных ЧАЗов, имеющих лицензию Министерства занятости и сокращения бедности РУз на оказание услуг лицам, ищущим работу за пределами страны. В связи с этим полезно пересмотреть данное положение закона и ввести альтернативный механизм, который способствовал бы развитию ГЧП в сфере трудоустройства незанятого населения. Вместо резервирования средств в Фонде Министерства занятости РУ, следует внести в законодательство положение об обязательном страховании ответственности частных агентств занятости. Это позволит обеспечить защиту интересов трудовых мигрантов и клиентов агентств занятости, а также создаст дополнительные гарантии для трудовых мигрантов и повысит доверие к ЧАЗам, а также позволит эффективнее развивать ГЧП, так как страховые компании смогут предоставить финансовую поддержку и консультации ЧАЗам. Важно отметить, что применение прогрессивного положения об ОСО должно сопровождаться эффективным контролем и надзором со стороны соответствующих органов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Узбекские гинекологи на стажировке в Питере

В Петербурге проходят международный курс по гинекологической эндокринологии специалисты Республиканского центра здоровья матери и ребенка и его филиалов.           Актуальность...

Больше похожих статей