В редакцию Nuz.uz обратились скульпторы, на данный момент бывшего скульптурного комбината, с просьбой рассказать о том, как их лишили производственной базы на территории бывшего ЭСПК (по адресу Кичик Бешагач 91), которую Кабинет Министров решением №122 от 15 февраля 2018 г. по ошибке передал институту художеств и дизайна им. К.Бехзода.
Немного предыстории. Экспериментальный скульптурно-производственный комбинат (ЭСПК) Министерства культуры УзССР был создан на основании Постановления Совета Министров Узбекской ССР №1 от 29 января 1971года.
Сам арендный коллектив ЭСПК создавался Главным управлением по охране памятников и изобразительного искусства Министерства культуры УзССР, которому непосредственно подчинен был комбинат, а также по решению общего собрания коллектива по протоколу №1 от 10 октября 1989 года, основным документом, регламентирующим их взаимоотношения, являлся договор аренды.
Комбинат, как арендный подрядный коллектив, создан для выполнения производственной программы по проектированию, созданию моделей и памятников и других произведений монументального искусства, сооружаемых в соответствии с постановлением ЦК КП Узбекистана и Совета Министров Узбекской ССР, и плану Министерства культуры УзССР. Арендный подрядный коллектив действовал на основе взятых в аренду средств производства и другого имущества. Арендный коллектив также не в ущерб работам, производимым по заданию Министерства культуры, выполнял работы для других предприятий и организаций по отдельно заключенным договорам.
Основной из задач арендного коллектива являлись: организация творческой работы по проектированию памятников и созданию моделей монументальной скульптуры на высоком идейно художественном уровне.
За всё время существования комбината до настоящего времени территория, здания и сооружения находились в ведении ЭСПК и никогда не пустовали, использовались по прямому назначению, а именно созданию скульптурных произведений, памятников выдающимся писателям и поэтам к примеру: Аллею литераторов, больших архитектурных композиций (рельефов) в городе Заамин, Хорезме, Джиззаке и в других городах Узбекистана.
В цехах комбината за последний период были созданы архитектурно-скульптурные Композиции для парка «Победы» и парка «Янги Узбекистон».
До недавнего времени на территории ЭСПК выполнялись работы по вырубке в камне памятника А.Темуру высотой 8м, для школы СГБ в Юнусабаде, вес каменных блоков составлял более 120 тонн.
В связи с неразберихой с кадастровыми документами в 2018 году суд принял решение о передачи территории ЭСПК по адресу Кичик Бешёгоч д.91, Национальному институту художеств и дизайна им. К.Бехзода делопроизводство Nº 10032205801501. Согласно Земельному кодексу Республики Узбекистан; Главы 13, Статье 86 – убытки, причинённые землевладельцам, землепользователям, арендатором и собственникам земельных участков, подлежат возмещению. Чего не произошло. Со слов директора, и Кабинет Министров и суд не могут прийти к единому консенсусу.
-Нам пришлось освободить территорию. В данное время нам не где работать. Поступают заказы на создание памятников, но нам негде их изготавливать. Территории и условий нет. Обращение в Кабинет Министров Р.Уз., по поводу территории не дали не каких результатов, — говорит директор ЭСПК Ислам Ибрагимов.
На фото: Анвар Рахматуллаев –Народный художник Узбекистана; Фарид Ахмеджанов-Член академии художеств Узбекистана; Орифжон Жалалов-скульптор, Ислам Ибрагимов — директор ЭСПК
Скульпторы «старой гвардии» в ходе интервью поделились техническими аспектами и особенностями работы в данной сфере. С момента передачи территории институту фактически весь фундамент работ опытных творцов разрушился.
Парадоксально, почему было принято решение ломать готовое рабочее пространство с готовыми агрегатами и приемлемыми условиями труда. Одинокий художник не в состоянии обеспечить поддержание таких крупных агрегатов и станков, которые имелись на комбинате в рабочем состоянии, а также закупку материалов.
Сейчас художнику, приходится бегать по городу и искать мастеров по чеканке, камню, которые срсобны облагораживать работу. Получается, что мастера работают кустарно. Это сказывается на искусстве. Художники, в данное время находятся без производственной базы, где они должны выполнять соответствующие работы. В ЭСПК выполнялись огромные работы по республике и за её пределами. Здесь работала многочисленная армия художников, скульпторов и вместе с ними работали молодые студенты.
Если оценивать объективно, изучая средовую скульптуру, формирующуюся сегодня и реальное эстетическое качество новой узбекской городской застройки, становится очевидным малый диапазон художественных возможностей, используемых в этой области. А здесь ЭСПК лишили территории и возможности работать и творить. Наша страна обладает богатым культурным наследием, включающим в себя памятники и скульптурные композиции различных эпох и стилей. Это считается важной частью культурного наследия города, отражающей его историю и искусство.
Духовная же сторона городской жизни, её эстетика должны быть объектом пристального внимания общества: жителей, городских властей, деятелей архитектуры и искусств. Заинтересованность в этом вопросе поднимает значимость творческой роли скульпторов в процессе жизнестроительства. Произведения пластического искусства призваны выражать дух конкретного места, оригинальность их форм и материалов, расширяют возможности эстетического преобразования пространства, способствуют взаимодействию архитектуры зданий со средой, некоторые жанры скульптуры удовлетворяют функциональным потребностям определённых слоёв горожан.
Основной эффект постановки скульптуры в современных городах состоит в распространении и утверждении понятия городской культуры, поскольку совершенство градообразующих деталей есть проявление культурного импульса города.
ГУЗЕЛЬ Куртвелиева
оччень печально!
Есть поговорка: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». А наши бездумные чиновники сначала отрежут, а потом думают(или вообще не думают). Надюсь, после этой статьи, создадут приемлемые условия для скульпторов. Скульптуры — это искуство, память и история страны и народа.