back to top
20.7 C
Узбекистан
Понедельник, 7 октября, 2024

Страницы истории музыкальной эстрады Узбекистана. Казим Каюмов. Эскиз творческого портрета

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,910ПодписчикиПодписаться

История двадцать вторая. Часть 1

Замечательный чистый голос, сценический артистизм, грамотный подход к репертуару стали залогом богатой творческой биографии Казима Каюмова. Еще ребенком он выступал перед соседями по двору, а со временем стал одной из самых ярких звезд эстрады Узбекистана. Был солистом и в популярных узбекских ВИА, и в большом оркестре. С успехом пел в стране и за рубежом, достойно участвовал в музыкальных конкурсах и фестивалях, накопил богатый исполнительский опыт. Теперь Казим Каюмов обучает эстрадному вокалу студентов консерватории и Института национального эстрадного искусства имени Батыра Закирова. 

У Казима Каюмова в роду нет музыкантов, но все его близкие любили музыку.  А сам Козимхон был к ней неравнодушен с раннего детства. В семье рассказывают, что в праздничные дни, когда в доме звучала музыка, а сестры пели и танцевали, прищелкивая пальцами, мальчонка, которому еще и года не было, их копировал, попадая в ритм. Было это в 1955 г. Семья жила тогда в Старом городе. Чуть повзрослев, пацаненок барабанил на всем, что под руку попадалось: на детских стульчиках, на крышке кожуха швейной машинки, на столе… Когда сестры пели – а их у Казима Каюмов было пять – ритм отбивал уже как на дойре.

«В 1957-58 г.,рассказывает Казим Каюмов, — у нас появился телевизор. Тогда это была большая редкость и нередко папа поворачивал его с подоконника во двор, чтобы соседи смотрели. Как-то показывали концерт, выступали Батыр и Луиза Закировы. Пели дуэтом. Так я их первый раз увидел. Отложилось в памяти навсегда».  

Уже в возрасте старшей детсадовской группы, Казим как-то оказался возле Дома пионеров им. Сергея Тюленина. Дети у входа играли на национальных музыкальных инструментах: рубабе, дойре, нае. Подошел ближе. Вслушался. Вдруг вышел человек и позвал всех внутрь. Казим тоже пошел. А там стол, люди сидят, комиссия. Спой что-нибудь, говорят, пропой ноту, постучат и просят повторить. Что за игра такая, подумал паренек. И вдруг говорят, берем тебя в музыкальный кружок. У тебя очень хороший слух, будешь играть на гиджаке. Есть такой инструмент, вроде скрипки, четыре струны. 

«Мне гиджак пришелся по душе,вспоминает Казим. — Так сильно, что семья стала от моих упражнений. Но терпели, понимали. Однажды по радио услышал Мухаббат Шамаеву. Мелодия понравилась, протяжная такая, как раз под гиджак. И с ходу я подобрал ее на слух. Потом уже легко стал подбирать другие песни».

Казим Каюмов, ученик музыкальной школы им. Хамзы с любимым инструментом на фестивале детской музыки, проходившем в Ташкентском ТЮЗе.

  Соседи юного маэстро услышали. Понравилось. Просили поиграть. А тогда вышла первая пластинка выдающегося мастера игры на народных инструментах Тургуна Алиматова, Казим подобрал с нее несколько мелодий и стал выступать с концертами во дворе. Публика аплодировала. Старший брат увидев такой успех, отвез младшего в Музыкальную школу имени Хамзы Хаким-заде Ниязи, которую Казим успешно окончил по классу гиджака. Через этот инструмент он освоил за время обучения и другие народные инструменты.

Одновременно Казим учился в русской школе. В седьмом-восьмом классе, а это был конец 1960-гг. в его жизнь пришла гитарная музыка. «Мы, -говорит Казим,- стали пытаться играть, петь, учились брать  аккорды, узнали, что такое гармония. Это уже была дверь в новый мир».

Девчонки-однокласницы, первые слушательницы, говорили Казиму, голос у тебя сильный, красивый. Наверное, певцом станешь.

И девочки не ошиблись. Но сначала Казим поступил в Ташкентский институт народного хозяйства, который окончил в 1977 г.

«В институте, — рассказывает Казим, — как-то проходя мимо актового зала, услышал гитарные аккорды, звуки барабанов. Зашел. Сел. Примерно через полчаса один из музыкантов, как я понял, руководитель, подходит ко мне спрашивает: «Чего сидим?». Отвечаю: «Интересно, музыку люблю». «Играешь на чем-то?» «Най, дойра, чанг, рубаб, гиджак». Дальше спрашивает: «Поешь?». «Пою». Спел две узбекские песни. Он говорит: «Давай к нам в ансамбль». Звали руководителя Шухрат Атабаев. Так я оказался в институтском ансамбле п/у Шухрата Атабаева».

В институтском ансамбле Казим Каюмов научился чувствовать сцену, зрителей. Здесь его увидел бас-гитарист Шухрат «Шух» Иногамов из ташкентской любительской рок-группы «Азиаты»[1], образованной еще в 1969 в средней школе № 77 на 12-м квартале Чиланзара. Изначально они «снимали» песни Beatles и Rolling Stones, исполняли хиты хард-рок группы Deep Purple, пели песни на узбекском и русском языках, включая и свои. Авторитетный в кругах любителей «тяжелой музыки» сайт metalrus.ru назвал «Азиатов» «первой узбекской тяжёлой командой». Постепенно они стали внедрять в свои композиции традиции узбекского национального мелоса, понимая, что восточные мелизмы украсят их музыку. 

Группа «Азиаты». Слева с бубном Казим Каюмов

Услышав, как Казим поет, «Шух» сразу предложил ему перейти солистом в свой состав, у которого тогда уже был оформлен профессиональный статус. Они выступали от Хорезмской филармонии. Так Казим стал одним из «азиатов». Кроме него — солиста и исполнителя на национальных инструментах, — и Шухрата, в группу входили: Батыр «Боб» Сафаев – вокал, гитара; Аббос Алиев – гитара; Кучкар Саидахметов – ударные. Репетировали чаще всего в Доме культуры имени Усмана Юсупова на 19 квартале Чиланзара. Шла вторая половина 1970-х гг.

Как-то «Азиаты» выступали в популярной тогда точке «Клуб КОР» (Клуб Октябрьской Революции). Его здание сохранилось и находится по адресу ул. Шарк Тонги, 25, сегодня там посольство Азербайджана. Казима Каюмов приметил Баходыр Халиков, художественный руководитель и вокалист очень популярного тогда в Ташкенте ансамбля «Синтез». Он смекнул, этот голосистый симпатичный парень хорошо подойдет для их группы. Состоялся «просмотр» кандидата музыкальным руководителем «Синтеза» Улугбеком Салиховым (брат композитора Энмарка Салихова, автора до сих пор не забытой «Киз болы») и Казим Каюмов стал солистом этого ансамбля, который тогда уже выступал от Узбекконцерта. А чуть позже Аббос Алиев перешел в «Яллу». На ташкентской сцене «Синтез» позиционировал себя как джаз-рок группа, которая делала акцент не на инструментальную музыку, а на песню, сочетающую национальное своеобразие музыкального языка с современной джаз-роковой аранжировкой.

В 1976 г. «Синтезу» было присвоено звание лауреата премии Ленинского комсомола Узбекистана и началась активная гастрольная жизнь. В поездках по стране «Синтез» выступал в Прибалтике, на Украине, в Молдавии, на БАМе (БАМ – Байкал-Амурская магистраль – тогда грандиозное строительство железной дороги от Байкала до реки Амур, из центра СССР на Дальний Восток). Постепенно стали выезжать за границу: в 1978 г. — в Болгарию, в 1979 г. — в Югославию. Потом Венгрия, Чехословакия, другие страны.

Кроме них, тогда в Узбекконцерте работали эстрадные коллективы: «Ялла», Мюзик-холл Батыра Закирова, корейский ансамбль «Каягым» и крымско—татарский «Хайтарма».

Александр ПОПОВ

Продолжение следует

Фотографии из архива Казима Каюмова

На заставке:. Казим Каюмов. Фрагмент видео UZBEKTV. «Ёшлар» канали


[1] В позднем составе группы «Азиаты» работал легендарный Геннадий Садовников, один из сильнейших рок-музыкантов республики, летописец истории узбекистанского рока, по материалам которого создан солидный рок-ресурс uzrock.net. Одно время «Азиаты» аккомпанировали Батыру Закирову. Они достойны отдельной страницы и она будет написана.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Совет директоров Всемирной организации свободных зон избран представитель Узбекистана — директор СЭЗ «Навои» Хабиб Абдуллаев

На ежегодном собрании членов World Free Zones Orrganisation (WFZO) в Совет директоров был избран директор СЭЗ “Навои” Хабиб Абдуллаев....

Больше похожих статей