В январе этого года в Москве начал работать бесплатный контакт-центр HAN для помощи мигрантам из Узбекистана, Таджикистана, Казахстана, Киргизии и Азербайджана.
Согласно статистике, за первые три квартала 2023 года количество мигрантов из стран СНГ, прибывших в Россию, составило 3,6 миллиона человек. Это на треть больше, чем за аналогичный период 2019 года. Примечательно, что значительная часть работников из-за рубежа сконцентрирована в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге.
В ближайшей перспективе, количество приезжих граждан из стран СНГ будет только увеличиваться. Так, Министерство труда прогнозирует, что к 2030 году доля трудовых мигрантов в российских компаниях вырастет до 4,7%.
Правила пребывания мигрантов на территории России охватывают различные аспекты, в том числе, вопросы пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания, отношений между работодателями и сотрудниками, вопросы оформления и стоимости патентов. Отсутствие знаний об этих нормах нередко приводят к тому, что часть мигрантов попадают в «серую зону».
Для того, чтобы мигранты из стран СНГ могли оперативно получать информацию по вопросам, связанным с правилами пребывания, оформлением документов, а их нахождение в России стало более комфортным как для них самих, так и для россиян. В Москве начинает функционировать бесплатный контакт-центр HAN.
Задача контакт центра — упростить доступ к важной правовой и другой необходимой информации для мигрантов. Это особенно важно, учитывая, что они часто становятся жертвами различных посредников, которые зарабатывают на их незнании. В результате гости России, приехавшие на заработки, могут столкнуться с проблемами с законом, попадая в нелегальный статус или вынужденно покидают страну с запретом на въезд в течение нескольких лет.
«Сегодня мы нередко сталкиваемся с ситуацией, когда граждан СНГ «берут воборот» различные посредники, причем не всегда добросовестные. В результате люди, которые могли бы совершенно законно оформить все документы, жить в России и помогать экономике, не могут легализоваться, чем вредят и себе, и работодателю. Чем больше у них будет информации о правах и возможностях, тем быстрее мы решим проблему «серого рынка труда», — Леонид Бацев, генеральный директор HAN.
В контакт-центре HAN мигранты могут получить актуальную информацию о миграционном законодательстве РФ, правилах пребывания и трудоустройства на территории России, оформлении патента и уплате налогов, а также о нюансах подачи документов на РВП и ВНЖ. Таким образом иностранцы самостоятельно и без дополнительных расходов смогут оформить все необходимые разрешительные документы. Кроме того, в контакт-центре специалисты бесплатно обучают русскому языку.
Связаться с центром можно с мобильного телефона по короткому номеру 0107, а также через специальную форму на сайте или социальные сети проекта.
Для обеспечения комфортного общения и учета важных деталей абонент может выбрать язык — операторы центра проводят консультации на узбекском, таджикским и русском языках.