back to top
24.1 C
Узбекистан
Среда, 20 августа, 2025

Как международное право формирует энергорынок: Миразиз Хидоятов о сделке с Masdar и ACWA Power

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,720ПодписчикиПодписаться

Узбекистан обладает огромным энергетическим потенциалом, но добыча и продажа ресурсов не всегда ведутся эффективно. Эксперт в области международной юриспруденции Миразиз Хидоятов участвовал в разработке реформ газового сектора Узбекистана и в подготовке крупнейших проектов по продаже электроэнергии. Миразиз рассказал, как сейчас строятся международные сделки в области энергетики, чего не хватает Узбекистану для лидерства в энергетической сфере, и к каким последствиям приведут текущие реформы газового сектора. 

Вы были советником по правовым и стратегическим вопросам при разработке реформ газового сектора в Узбекистане. Какова главная цель преобразований, и почему страна нуждается в них?

Узбекистан нуждается в реформах газового сектора по нескольким причинам. Во-первых, текущая модель госконтроля, уходящая корнями в советское прошлое, заметно устарела. Это привело к системной неэффективности, технологическому отставанию и низкой капитализации сектора. При этом газовый сектор Узбекистана имеет огромный ресурсный потенциал — 1,1 трлн кубометров газа.

Во-вторых, сказалась война между Украиной и Россией. Позиции России в газовой отрасли были подорваны, и Узбекистан стал ареной геополитической конкуренции за энергетические ресурсы и транзитные маршруты. 

ЕС стремится снизить зависимость от газовых ресурсов России и найти альтернативы через Каспий. Китай выстраивает стратегические позиции, контролируя экспортные трубопроводы из Центральной Азии и наращивая присутствие в переработке и добыче. Страны Персидского залива применяют тактику мягкой силы, используя инвестиции в зеленую и традиционную энергетику. В этой борьбе за ресурсы и транзитные пути Узбекистану необходимо не просто модернизировать газовую отрасль, а позиционировать себя как энергетический и логистический хаб для мирового рынка.

Таким образом, главная цель реформ газового сектора — трансформировать отрасль в конкурентоспособную, прозрачную и рыночно-ориентированную систему, способную привлекать частные инвестиции и обеспечивать экономическую устойчивость. Для этого необходимо избавить отрасль от монополии, провести модернизацию инфраструктуры и создать нормативную базу по мировым стандартам.

Реформы для страны сейчас — это не просто экономическая перестройка, а геополитический маневр. Либо Узбекистан станет региональным хабом, диктующим условия, либо остается сырьевым придатком более сильных игроков. И моей задачей была разработка юридического фундамента, который не просто позволяет создавать законы, а помогает инвесторам уверенно заходить в страну, обеспечивая ей устойчивое развитие на десятилетия вперед.

Также вы разрабатывали правовую стратегию сделки по передаче соглашений на покупку электроэнергии по проектам международных компаний Masdar и ACWA Power. Какие ключевые механизмы позволили минимизировать регуляторные и коммерческие риски для всех сторон?

Проекты сотрудничества с компаниями Masdar и ACWA Power были направлены на привлечение иностранных инвестиций и создание конкурентного рынка электроэнергии в Узбекистане. В сентябре 2023 года в рамках проектов был принят Президентский Указ о передаче соглашений на покупку электроэнергии от АО «Национальные электрические сети Узбекистана» (NEGU) к АО «Узэнергосотиш» (UES), а компании Masdar и ACWA Power выступали в роли инвесторов, ​​строящих и управляющих электростанциями для прямой генерации энергии. 

Я участвовал в процессах как советник от компании Leges Advokat — обеспечивал юридическую и стратегическую поддержку, минимизировал регуляторные и коммерческие риски для государства, инвесторов (Masdar и ACWA Power) и других участников сделки.

Во время переговоров я оказывал юридическую поддержку при согласовании условий между задачами государства по обеспечению стабильного энергоснабжения и инвестиционными интересами компаний Masdar и ACWA Power по развитию конкурентного рынка. Это снизило коммерческие риски для инвесторов и регуляторные риски для государства. Ключевым стало структурирование трехстороннего соглашения о передаче обязательств, которое устраняло юридические пробелы и обеспечивало согласованность.

После переговоров я разработал рекомендации и поддержал создание трехстороннего соглашения о передаче прав и обязательств. Это свело к минимуму риски несогласованности, юридические пробелы и финансовые потери из-за задержек или споров. Я также консультировал по механизмам, которые защитили интересы сторон в условиях потенциальных регуляторных изменений, опираясь на международные практики. В результате, моя деятельность обеспечила успешное завершение проекта, заложив основу для прозрачного и устойчивого рынка электроэнергии.

Расскажите подробнее об организации переговоров NEGU и UES с корпорациями Masdar и ACWA Power — какие главные вызовы здесь стояли перед вами?

Переговоры были довольно сложными, потому что требовалось одновременно учитывать государственные интересы, защищать права международных инвесторов и адаптироваться к законодательным требованиям Узбекистана. 

Главным вызовом было управление ожиданиями NEGU и UES, привыкших к централизованному контролю, в условиях перехода к конкурентному рынку, где Masdar и ACWA Power, инвестирующие свыше $1,6 млрд, требовали защиты вложений и стабильности условий. Моя стратегия включала выстраивание доверия через поэтапный переход обязательств PPA, что снизило сопротивление и обеспечило плавность процесса.

Второй сложностью стала адаптация к законодательным нормам Узбекистана. Я проанализировал законодательство и адаптировал к нему структуру сделки, устранив правовые пробелы. Masdar и ACWA Power получили предсказуемость, а NEGU и UES могли не беспокоиться за соответствие законодательным нормам.

Третий вызов, с которым Leges Advokat и мне пришлось столкнуться, — это многосторонняя координация. Переговоры с участием NEGU, UES, Masdar, ACWA Power и госорганов требовали точной синхронизации, потому что юридическая неопределенность могла создать задержки или дополнительные обязательства для сторон. Я способствовал четкому согласованию обязательств между сторонами, что минимизировало потенциальные разногласия. 

Можно ли сказать, что реформа газового сектора и оптимизация работы энергорынка — это части одного процесса? Расскажите, как они связаны?

Да, это взаимозависимые процессы, которые формируют новую экономическую архитектуру страны. Газ — это не только стратегический ресурс, но и основа энергетической системы: он обеспечивает около 85% общего энергоснабжения и более 90% выработки электроэнергии. Также газ играет роль экспортного сырья и определяет как внутреннюю устойчивость, так и внешнюю конкурентоспособность Узбекистана. 

Поэтому реформы в газовом секторе, безусловно, важны. Но реформы газового сектора — это лишь половина уравнения. Без свободного энергорынка, где цена сама направляет газ к его высшей пользе, вы получите лишь тень настоящего прогресса.

Ключевая задача сейчас — демонополизация газового сектора и создание конкурентной среды, которая будет стимулировать инвестиции и модернизацию инфраструктуры. Как я уже говорил, в недрах Узбекистана находится свыше 1,1 трлн кубометров запасов газа — это огромный потенциал, но текущие темпы добычи и устаревшая газотранспортная система ограничивают его использование. Реформы здесь должны быть направлены на привлечение частного капитала и повышение эффективности, а это невозможно без параллельной трансформации энергорынка. 

Если газ останется дотационным или будет неэффективно распределяться, то электростанции потеряют устойчивость, а инвесторы — уверенность. Это приведет к перебоям в электроснабжении, что ударит по домохозяйствам и малому бизнесу. Рыночный подход, основанный на ценовых сигналах и конкуренции, позволит направлять газ туда, где он необходим в первую очередь. Это не только обеспечит промышленный рост и инвестиционную предсказуемость, но и даст миллионам граждан стабильный доступ к электроэнергии. Вот почему такие проекты, как покупка электроэнергии с привлечением иностранных инвесторов, очень важны для экономики Узбекистана. 

Какие именно международные практики вы применили в обоих проектах, и как адаптировали их к реалиям Узбекистана?

Я ориентировался на опыт Техаса и Южной Африки. В Техасе с 1980-х годов в газовую отрасль привлекали частный капитал и увеличили добычу на 20% за десятилетие, при этом роялти в 25% позволили государству не терять контроль над доходами. В Узбекистане я предложил схожие механизмы демонополизации, но с учетом устаревшей инфраструктуры и доли газа в 15-20% ВВП ввел поэтапный контроль, чтобы избежать резких шоков. 

Южная Африка при реформе Eskom в 2000-х допустила этот просчет, что привело к дефициту мощности и росту цен на 30%. Чтобы не повторить эту ошибку, я провел анализ возможности адаптации модели голландского хаба TTF, где спотовая торговля снизила волатильность цен на 15%. 

Сделки с Masdar и ACWA Power базировались на PPA-моделях Великобритании, ОАЭ и Саудовской Аравии. В ОАЭ программа Vision 2021 привлекла $11 млрд в солнечную энергетику через контракты с доходностью 5-7%. При анализе передачи электроэнергии от NEGU к UES были учтены принципы, использованные в PPA Великобритании и ОАЭ. Европейская модель анбандлинга — разделение передачи (NEGU) и сбыта (UES) — легла в основу реформы газовой отрасли. Однако учитывая бюрократию и зависимость государства от газа, я предложил механизмы страхования регуляторных рисков для минимизации неопределенности.

При адаптации реформ ключевым фактором была социальная устойчивость. Сегодня 47% домохозяйств используют газ для отопления, и резкий переход к рыночным тарифам мог вызвать негативную реакцию. Поэтому необходимо поэтапное введение рыночных тарифов и механизмы защиты уязвимых групп населения. 

Таким образом, я не точно копировал западные модели, а точечно настраивали их под Узбекистан. Главной задачей здесь было соблюсти баланс между рынком, государственным контролем и социальной стабильностью. В долгосрочной перспективе реформы должны превратить Узбекистан из рядового поставщика сырья в крупного игрока с диверсифицированной энергосистемой и устойчивой экономической моделью.

Каков следующий этап реформ? Поделитесь видением дальнейшего развития энергетического сектора страны.

Энергетика Узбекистана меняется быстрее, чем можно предсказать. Я не могу точно сказать, каким будет следующий этап, но на основе своего богатого опыта в этой сфере могу предложить взвешенный прогноз. Это не абсолютно точный план, а скорее взгляд на будущее, основанный на фактах и трендах.

Во-первых, я вижу либерализацию рынка, которая позволит выйти на путь эффективного распределения ресурсов. Власти планируют полностью остановить экспорт газа к 2025 году, чтобы сберечь оставшееся сырье для внутреннего потребления, но без четкой системы распределения это может привести либо к дефициту, либо к перепроизводству. Логичный шаг здесь — создание газовой биржи, где цены будут формироваться на основе спроса и предложения, а не административных решений. Это позволит частному капиталу участвовать в модернизации сектора и привлекать средства инвесторов.

Во-вторых, нас может ждать диверсификация источников энергии. Узбекистан обладает значительным потенциалом для развития ядерной энергетики. Сотрудничество с Францией, Южной Кореей или США обеспечит доступ к передовым технологиям и инвестициям, необходимым для строительства современных атомных электростанций. Еще одно перспективное направление — гидроэнергетика. Но водные ресурсы страны ограничены, поэтому здесь требуется разработка эффективных механизмов регионального сотрудничества и управления ресурсами.

И главное, Узбекистан может стать масштабным энергетическим хабом. После 2022 года Европа резко снизила зависимость от российского газа, и сейчас ищет альтернативные поставки. Узбекистан может экспортировать газ через Транскаспийский коридор, но для этого нужны масштабные вложения в инфраструктуру и стратегические переговоры с Туркменистаном, Азербайджаном и ЕС.

Для выхода на новый уровень нужно привлечь международные инвестиции в энергетику и в экономику целом — например, от таких игроков, как Masdar, ACWA Power, BlackRock, PIF и Mubadala. Важно, чтобы это были equity-инвестиции, а не долговые инструменты вроде облигаций, поскольку только привлечение компаний ко владению долями создаст для Узбекистана стимул совершенствовать свою среду и конкурентоспособность, чтобы глобальные игроки стремились стать частью нашего успеха. Но для этого необходимы предсказуемые рыночные правила: инвесторы не готовы вкладываться в страну, если риски высоки, а государственное регулирование остается непрозрачным.

Реализация этих планов позволит Узбекистану повысить экономическую эффективность и занять достойное место на международной энергетической арене.

Материал подготовила Анна Ним.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Строительство железной дороги «Самарканд–Ургут» не затрагивает Национальный парк «Зарафшан» — экологи

Государственный центр экологической экспертизы опроверг информацию о якобы нарушении экологии при строительстве железнодорожной линии «Самарканд–Ургут». В социальных сетях распространяется информация...

Больше похожих статей