Мы живем в эпоху информационного изобилия и невероятно динамичного времени, стремительный поток которого буквально затягивает нас, потому что движется мир, в котором мы пребываем. И вот в этом водовороте мы порой неосознанно забываем личности, которые при жизни были яркими, предпочитая оставаться в тени. Одним из таких был безвременно ушедший в прошлом году крупный ученый-музыковед, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный наставник молодежи Республики Узбекистан, член Союза композиторов и бастакоров Узбекистана, кавалер ордена «Меҳнат шуҳрати» Окилхон Акбарович Ибрагимов.
В тот роковой день, 22 января 2023 года, его жизнь закончилась на цифре 66 так внезапно, стремительно для всех, кто его знал, уважал, любил. Внезапная смерть Окилхона Акбаровича стала потрясением не только для его родных, но и для коллег, учеников, друзей. Никто не хотел верить в случившееся. Для музыкального сообщества Узбекистана уход в мир иной известного ученого-музыковеда, одного из ведущих исследователей макомного искусства стал огромной потерей.
В данной статье автор не ставит перед собой цель написать полноценный портрет ученого, педагога и просветителя, смыслом жизни которого была музыка, а лишь попытается отметить некоторые штрихи к нему.
Окилхон Ибрагимов родился 26 сентября 1956 года в Ахангаране Ташкентской области в семье педагогов общеобразовательной школы, где классическую музыку очень любили. Она звучала в их доме постоянно. Родители поощряли занятия как старшего сына Джахонгира, так и младшего Окилхона, избравших музыку своей профессией. Оба учились в Республиканской специализированной музыкальной школе-интернате имени Р. М. Глиэра: Джахонгир в классе виолончели, Окилхон – скрипки. Позже младший перейдет на теоретический отдел, который успешно закончит в 1974 году. Далее последовало поступление в Ташкентскую государственную консерваторию имени М. Ашрафи, где он занимался по специальности «Музыковедение» в классе доцента З. Г. Каримовой. Окилхон Акбарович с теплом и благодарностью вспоминал Зарифу Гулямовну, которая подарила ему свет любви к музыкальному искусству. На своих занятиях она увлекательно рассказывала обо всем, что знала, а знала она немало. Поэтому ее подопечный усердно трудился, проводя много времени в читальном зале консерватории и публичной библиотеке. В итоге в 1979 году он успешно заканчивает консерваторию.
С 1983 по 1986 годы О. Ибрагимов учился в аспирантуре НИИ искусствознания, а его научным руководителем стал доктор искусствоведения, профессор Ф. М. Кароматов – уникальная фигура в истории узбекского музыкознания, ученый, которому принадлежала инициатива создания кафедры восточной музыки в Ташкентской консерватории, которой он в течение многих лет руководил.
Знания Файзуллы Музаффаровича были энциклопедическими – тысячи прочитанных книг, прекрасная личная библиотека, труды по богатейшему наследию традиционной узбекской музыки. Этот крупный ученый всемерно содействовал формированию молодых кадров музыковедов, в числе которых оказался и Окилхон Ибрагимов, успешно защитивший в 1988 году кандидатскую диссертацию на тему «Фергано-Ташкентские макомы в аспекте проблем макомата», а в 1998 – докторскую диссертацию «Семантика макомов». Мне думается, он самим своим рождением был запрограммирован заниматься этой темой в разных аспектах, и он был верен ей до последнего вздоха. Маком влек его к себе во всем многообразии его проявлений. В результате активной и целеустремленной работы им был собран огромный материал, который вошел в его научные труды.
Большая часть деятельности О. А. Ибрагимова связана с НИИ искусствознания, где он начал в 1987 году свою деятельность как научный сотрудник, затем как старший научный сотрудник, а в 1998 году стал его директором. В 2012 году Окилхон Акбарович возглавил кафедру музыкально-теоретических дисциплин в Государственном институте искусств и культуры Узбекистана. Через год его назначали ректором Государственной консерватории Узбекистана, а в 2014-м, он вернулся в НИИ искусствознания Академии наук Республики Узбекистан в качестве ведущего научного сотрудника и в Государственный институт искусств и культуры Узбекистана, где работал до последних дней, написав свои книги и статьи. Каждая из них была не только заметным вкладом в науку, но и профессиональным ростом автора. Вся его деятельность была самоотверженной на благо музыкальному искусству и обществу, как бы это высокопарно ни прозвучало.
О. А. Ибрагимов – автор ряда монографий, учебников, научных, методических работ, статей в энциклопедиях, научных сборниках, периодической печати, участник международных конференций и симпозиумов, автор и ведущий телепередач. Он являлся членом экспертного Совета ВАК и Президиума ВАК Республики Узбекистан, создателем международного проекта «Шашмаком», ряда научных исследований, буклетов и аннотаций, руководителем докторских диссертаций и научных экспертиз.
Как отмечают коллеги, Окилхон Акбарович представлял собой средоточие харизмы и энергии. Он горел сам и умудрялся зажигать вокруг себя. Читал мемуары и дневники известных деятелей культуры и науки и мог долгими часами работать, сидя за книгами и рукописями. Такие его труды, как «Мақом ва макон», «Фергано-Ташкентские макомы», «Маком и космос», «Семантика макомов», «Космологические аспекты макомов», «К вопросу о ладовой и идейной преемственности Бухарского шашмакома» и многие другие внесли достойный вклад в развитие национальной музыкальной культуры. Немало времени он отдавал рецензиям и обсуждению научных статей.
Как ни странно, судьба свела меня с Окилхоном Акбаровичем не в консерватории, когда мы учились, а потом работали: он на кафедре восточной музыки, я на кафедре истории музыки и критики, и не в год его ректорства, когда случались мимолетные встречи, которые так и не проросли во времени дальше. Наше общение началось после юбилейного вечера мэтра музыковедения, заслуженного деятеля искусств Узбекистана, доктора искусствоведения, профессора Т. Б. Гафурбекова, который я вела. Окилхон Акбарович очень тепло меня поздравил, сказал, что давно следит за моей активной творческой деятельностью и мне давно пора подавать документы на присвоение ученого звания профессора. С того самого дня он стал изредка звонить мне, и посредством наших бесед я узнала его как человека. Он рассказывал мне о своих педагогах, благодаря которым состоялся в профессии, годах работы в Республиканской школе музыкальных воспитанников, в детской музыкальной школе №3, в Гулистанском училище искусств, заведовании кабинетом народной музыки в Ташкентской консерватории, о своих аспирантах. Мог подолгу говорить о любимом композиторе Скрябине, через которого пришел к своему серьезному труду «Маком и космос», не забывая при этом отметить мою очередную публикацию или новую книгу. И за эти четыре года я ни разу не услышала от него ни одного негативного комментария, ни в чей адрес, ни тем более о консерватории, в фарватере основных событий которой мой собеседник находился всегда. Помнил он и о своем главном учителе профессоре Кароматове, сохранив на всю жизнь уважение к его памяти. Давайте же и мы будем помнить Окилхона Акбаровича Ибрагимова.
После него остались ученики и в Узбекистане, и за рубежом, его архив, остались книги и статьи, в которые он вложил не только знания, но и всю свою любовь к музыкальной науке и макомату, в частности. В памяти его друзей, коллег и учеников, особенно тех, кто близко его знал, он останется как один из самых талантливых представителей нашей музыковедческой науки. Ярким подтверждением этому явилась научно-методическая конференция «Значение узбекского музыкального наследия в системе образования», прошедшая в конце ноября ушедшего года в Государственном институте искусств и культуры Узбекистана, посвященная Окилхону Ибрагимову, в которой приняли участие те, кому дорого его имя и память. Будем помнить его и мы…
Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото из архива автора.
Прекрасная статья музыковеда, профессора Инессы Гульзаровой посвящена памяти одного из крупнейших музыковедов в области узбекской классической, макомной музыки, доктора искусствознания, профессора Окилхона Акбаровича Ибрагимова. Наследие выдающегося узбекского музыковеда О.А. Ибрагимова обогатило современное музыкознание, а большое количество его учеников, кандидатов и докторов наук продолжают дело своего учителя.
Статья своевременная и актуальная.