Высокий удельный вес теневой экономики в нашей стране признанный факт. На встрече с предпринимателями 18 августа этого года Президент нашей страны отметил: “В настоящее время в нашей стране доля «теневой экономики» – в пределах 40 процентов. Мы готовы создать все условия для честно работающих представителей бизнеса… Однако мы, несомненно, будем бескомпромиссны в отношении лжепредпринимателей, которые, уклоняясь от налогов, не выполняют свои обязательства».
Следует отметить, что принято достаточно законодательных актов по преодолению теневой экономики и противодействию коррупции. Действует Закон «О противодействии коррупции», создан специальный антикоррупционный орган — Агентство по противодействию коррупции, приняты ряд решений Президента по борьбе с теневой экономикой и коррупцией. В частности, действует Указ Президента от 30.10.2020 года № УП-6098 “Об организационных мерах по сокращению теневой экономики и повышению эффективности деятельности налоговых органов”, 27 ноября с.г. принят Указ “О мерах по дальнейшему совершенствованию системы противодействия коррупции и повышению эффективности системы общественного контроля за деятельностью государственных органов и организаций”.
Возникает вопрос, чего еще не хватает, что нужно сделать, чтобы принятые законы и решения исполнялись и наступил перелом, достигнут успех в деле преодоления этих пороков — теневой экономики, контрабанды, коррупции?
На мой взгляд главным фактором, препятствующим эффективности мер борьбы с этими пороками, является утвердившееся в общественном сознании ошибочное понимание контроля деятельности субъектов предпринимательства и проведения систематических проверок их деятельности на предмет соблюдения законодательства как ограничения свободы бизнеса, как препятствия его развитию. У нашей общественности — как у предпринимателей, так у работников государственных органов, а также в среде экспертов, экономистов, представителей медиа сферы, глубоко укоренилось ошибочное мнение о том, что регулярные проверки деятельности субъектов хозяйствования являются ограничением и неудобством в предпринимательской деятельности.
Но теневая экономика, коррупция, контрабанда – все эти явления есть нарушение законов. Соблюдение же законов и выявление нарушений обеспечивается систематическим контролем и проверками. Основная причина «теневой экономики», порождающей, обуславливающей коррупцию и контрабанду — отсутствие надлежащего контроля.
На мой взгляд, главным принципом осуществления мер по преодолению теневой экономики должен быть принцип общественно бесконфликтной трансформации теневого предпринимательства в легальное. Теневое предпринимательство стало, к сожалению, как бы, органической составной частью экономики. Как говорится, все в одной лодке, которую нельзя раскачивать. В таких условиях, меры экономико-правового стимулирования (вплоть до амнистирования) могут быть более эффективными, чем меры наказания.
Исходя из этого, представляется целесообразным уменьшить штрафы и смягчить санкции за налоговые правонарушения и восстановить практику обязательной периодической налоговой проверки предприятий с ориентацией на содействие налогоплательщикам в выполнении ими своих налоговых обязательств. Следовало бы ввести 2-3-х годичный период моратория на применение санкций за налоговые правонарушения, выявленные в ходе налоговых проверок. В течение этого периода во всех хозяйствующих субъектах должны быть проведены документальные проверки (налоговый аудит) без применения санкций за налоговые правонарушения (за исключением общественно опасных нарушений – подпольное производство алкогольной продукции, торговля запрещенными товарами и т.п.).
Организационно-технически это предложение вполне возможно реализовать, так как современные цифровые налоговые программы, инструменты – электронная отчетность, электронные счета-фактуры, он-лайн и виртуальные кассы, электронные трудовые договора, программы e-aktiv, е-ijara и т.п., фантастически (иначе и не скажешь!) облегчают и ускоряют проведение проверок деятельности налогоплательщиков. Налоговые органы имеют возможность вести постоянный, круглосуточный мониторинг налогоплательщиков в режиме, близком к режиму реального времени. Что такое, к примеру, электронный счет-фактура? Он означает, что на мониторе компьютера налогового инспектора высвечиваются важнейшие хозяйственные операции налогоплательщика – кому, когда, что, сколько, по какой цене он продал…
В этих условиях обязательные налоговые проверки с мораторием на финансовые санкции станут для субъектов предпринимательства своего рода бесплатным консалтингом и будут способствовать выполнению ими своих налоговых обязательств, повышению налоговой культуры в обществе в целом и минимизации доли теневой экономики.
Таким образом, контрольные действия и проверки, осуществляемые в рамках закона, являются главным средством трансформации теневой экономики в легальное созидательное предпринимательство и гарантией свободы законной бизнес-деятельности.
Фархад Курбанбаев, кандидат экономических наук