28 ноября в Узбекско-корейском текстильном технопарке состоялось мероприятие, на котором рассматривались актуальные вопросы развития дуального образования. Организаторами выступили Ташкентский институт текстильной и легкой промышленности и Торгово-промышленная палата Республики Узбекистан.
Узбекистан стремительно развивает текстильную и легкую промышленность. В настоящее время высок спрос на специалистов этой отрасли: инженеров-механиков, технологов, химиков, системотехников, дизайнеров, маркетологов, ткачей – всех, кто задействован в процессе превращения коробочки хлопка и кокона шелкопряда в готовую качественную продукцию. Традиционная система образования уже не поспевает за стремительно меняющимися требованиями рынка. На помощь ей приходят инновационные обучающие методики. Об одной из них – дуальном образовании – шла речь на конференции.
Более 500 участников из Германии, Индии, Италии, Казахстана, Китая, Кореи, Пакистана, России, Таджикистана, Турции, Украины, Франции и других стран обсуждали «Роль дуального образования в подготовке высококвалифицированных кадров для предприятий промышленности и инновационные подходы в развитии науки, образования, производственных кластеров» – именно так звучала тема конференции.
Профессора высших образовательных учреждений страны, ученые научно-исследовательских институтов, представители местных министерств, организаций и предприятий, зарубежные эксперты, бизнесмены рассматривали различные аспекты и перспективы инновационной образовательной методики.
Внедрение в процесс данного метода обучения началось после принятия постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 марта 2021 года, которым было утверждено Положение о порядке организации дуального образования в системе профессионального образования.
Что значит дуальное образование?
Это вид обучения, при котором теоретическая часть проходит в образовательном учреждении, а практическая – на рабочем месте. Заинтересованные в специалистах предприятия указывают конкретное количество студентов и принимают участие в составлении учебной программы. На своей территории они создают учебные рабочие места. Назначенные наставники учат тонкостям производственного процесса, при этом ученикам выплачивается ежемесячная заработная плата.
28 июня 2022 года на расширенном совещании «О мерах по повышению эффективности хлопково-текстильных кластеров и опережающему развитию текстильной промышленности» глава государства сообщил о том, что перед Ташкентским институтом текстильной и легкой промышленности поставлена задача по внедрению в программу обучения данного инновационного метода. Три дня в неделю студенты будут заниматься теорией в стенах вуза, а остальные три – практиковаться на предприятиях и в текстильном технопарке.
На сегодняшний день институт сотрудничает с порядка 200 предприятиями республики. На базе дуального образования более 800 студентов 3-го курса проходят обучение на 57, а свыше 850 четверокурсников – на 62 производствах, расположенных в Ташкенте и столичной области. В среднем 50 процентов предметов изучается непосредственно на предприятии. Юноши и девушки учатся работать на современном оборудовании, адаптируются к условиям труда, общаются и взаимодействуют с будущими коллегами, ведь после окончания вуза они смогут остаться здесь работать.
– Я учусь на факультете «дизайн костюмов», а практику прохожу в цехе «Юниор стайл», – поделилась третьекурсница Фахриноза. – За этот период изучила весь производственный процесс. Успела даже сшить себе кое-какие вещи, да и зарабатывать начала. На предприятии создаются коллекции национальных танцевальных костюмов. За три месяца научилась делать головные уборы – узбекские, казахские, монгольские. Так как мы создаем сценические образы, то в предстоящий Новый год работы у нас прибавится. Будем шить новогодние костюмы. После окончания обучения хочу остаться на этом предприятии.
– Дуальное образование начинается с третьего курса, потому что студенты должны быть подкованы теоретически, знать основы производственного процесса, – говорит преподаватель предмета «Конструирование и технология изделий легкой промышленности» Зулайхо Ахмедова. – Тех девочек, которые себя показали, умеют шить, креативят, с удовольствием оставляют на производстве.
Два дня в Узбекско-корейском текстильном технопарке не только разбирали серьезные темы, такие как, к примеру, «исследование технологических параметров формирования тканей с новой структурой», «изучение усовершенствованной конструкции очистителя волокнистого материала», «функциональная отделка текстиля» или «влияние различных режимов варки на физико-механические свойства джинсовой ткани», но и смотрели на дефиле студенток, представлявших коллекции одежды, созданные педагогами и выпускницами, слушали красивую национальную музыку и просто общались по душам.
Динара Шамухамедова
Это именно то, что практиовалось в СССР и называлось просто «сочетание теории с практикой» и это была одна из причин почему советская система образования была лучшей в мире. Теперь обозначили иностранным словом, чтобы скрыть происхождение метода и выуженное из прошлого выдавать за свое вновь открытое и созданное.