В неведомое, музыка, веди!
В постылых догмах правды не найти.
Лишь тот, кто раздвигает горизонты,
Во всем находит новые пути.
«Неведомое», «новые пути», «раздвигать горизонты»… Согласитесь, нечасто подобное можно с полным правом отнести к женщине, пусть даже и творческой личности. Но, посвятив когда-то это рубаи замечательной пианистке, заслуженной артистке Узбекистана Адибе Шариповой, Александр Файнберг в тысячный раз проявил дарованную ему талантом прозорливость и поразительную способность к предвидению. Потому что из многих талантливых женщин в искусстве, которых мне довелось знать, к Адибе Рауфовне эти определения, безусловно, относятся более, чем к кому-либо. В свое время, при знакомстве с этой женщиной, я почти с первой минуты почувствовала – и прочувствовала – изумительную своеобычность ее «слышания» мира, – когда она, придя ко мне домой и увидев выбежавшую ей навстречу пятилетнюю Соню, воскликнула:
– Боже, какая музыка в шагах детей! Каждый шаг — словно по клавишам… Я так давно мечтаю записать это нотами!..
Именно так – в гармоничных звуках и ярчайших образах – предстает для А. Шариповой, как, наверно, для всякого большого художника, картина мира. Неудивительно, что очень важной для нее идеей, вынашиваемой много лет, стала идея синтеза искусств: музыки и слова, музыки и поэтической строки. Несколько лет назад по инициативе Адибы Рауфовны был задуман и воплощен в жизнь интереснейший перформанс: европейская музыка барокко в сопровождении поэтических произведений той же эпохи – как своеобразного отражения искусства музыкального в искусстве слова. А в прошлом году исполнительница осуществила еще один великолепный проект: выбранный ею для исполнения концерт гениального Шостаковича предваряла лекция замечательного ташкентского поэта, писателя и философа Сухбата Афлатуни – Евгения Абдуллаева – о… советских поэтах 1960-х годов! Программным прочитывалось и название того концерта – «Есть в красках отзвуки и звуки…».
Краски и звуки… Энергетика и харизматичность их сплава в «горниле» одного художественного действа – эта возможность давно волнует исполнительницу, однажды в интервью сказавшую о своей музыке:
«Самое трудное – создать в сознании образ произведения, которое еще только собираешься воплотить. Это сродни процессу изготовления ковра, в котором тысячи нитей должны сплестись в изумительный и незабываемый узор…»
Эту трудную и благородную художественную задачу – синтеза искусств разной природы – и воплощают в последние годы замечательные проекты выдающейся узбекской пианистки, профессора Государственной консерватории Узбекистана Адибы Шариповой.
И все-таки до сих пор это были идеи, связывавшие в некое органичное целое лишь музыку и стихи. Вечером же 21 ноября мы, присутствовавшие в Органном зале ГКУ, стали свидетелями и слушателями совершенно необычного действа, проходившего под девизом «Импрессионизм – звук, форма, цвет».
Музыка, поэзия, живопись! Эксперимент, в котором у Адибы Рауфовны нашлись мощные союзники и чуткие единомышленники: заслуженный деятель искусств Узбекистана, режиссер Андрей Слоним и художник, доцент Международного университета «Кимйо» в Ташкенте Дильшод Азизов. Произведения двух французских композиторов, чьи имена неотделимы от понятия импрессионизма в музыке, – Клода Дебюсси и Габриэля Форе – иллюстрировались – без кавычек, в прямом смысле! – рождавшимися прямо в присутствии зрителей набросками и картинами юных художников – студентов Д. Азизова. И, конечно же, звучало Слово: Андрей Евсеевич Слоним, давно известный ташкентцам не только как глубокий, сильный и тонкий режиссер, но и как чудесный лирический поэт, читал свои поэтические преамбулы к произведениям Дебюсси, в том числе к знаменитой «Девушке с волосами цвета льна»:
…Дева с волосами цвета льна –
И вблизи, и в лучезарной дали –
В светлой и струящейся печали, –
Из каких же грез взошла она?
…В Ней – и цвет лугов, и та вина,
Что с древнейших дней безбрежной страсти
Вещей силой первозданной власти
В таинствах души царит одна…
…А душа – здорова иль больна! –
Все хранит в себе светло и странно
Луч, живет в котором постоянно
Дева с волосами цвета льна…
Звучал голос поэта, дрожали, вторя строчкам, звуки фортепиано, пела чуткая скрипка в руках Елены Матвеевой, а рядом творилось на наших глазах еще одно чудо – рождения живописных образов. Юные художники, похоже, старались воплотить не столько ассоциации с конкретными исполнявшимися произведениями, сколько в целом свое понятие об импрессионизме. Две студенческие работы, расцветавшие яркими, «звучными» красками, клубящиеся, смутно прорисованные, лишь угадываемые в них образы, – а следом – также созданная на наших глазах работа совсем, совсем иного плана. Работа Мастера.
Портрет Клода Дебюсси, написанный за время, пока исполнялась вторая часть концерта, Дильшодом Азизовым, не отсылал к традициям импрессионизма – это была работа вполне реалистичная. И все-таки она стала неким стержнем, «собравшим» и объединившим представленный в тот вечер перформанс в действо многоплановое и при этом цельное.
И снова играли Адиба Шарипова и Елена Матвеева, и музыка словно перерождалась в поэзию, и строчки «Clair de Lune» в исполнении Андрея Слонима звучали так, как если бы знаменитый «Лунный свет» Дебюсси изначально был задуман и создан стихотворением:
…Лунный свет… Со звоном нежных струн
Так созвучен бледный и холодный
Блеск его – и странный, и свободный,
Полный тайн – и ясный… «Clair de Lune»…
Лунный свет… И вечен он, и юн
В нежном, неземном своем сиянье,
Что сквозь времена и расстоянье
Пенье шлет заветных звонких струн…
…Диск луны игриво окружает
Легких облачков живой табун.
Трепетный, звенящий «Clair de Lune»
В вышине над Вечностью сияет…
Лейла ШАХНАЗАРОВА