back to top
3.9 C
Узбекистан
Пятница, 22 ноября, 2024

Ташкентский модернизм 1960-80-х годов: пространство архитектурных экспериментов

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,050ПодписчикиПодписаться

В Государственном музее искусств Узбекистана с конца октября по начало ноября проводилась выставка Tashkent Modernism.Index. Ее экспонаты – чертежи и эскизы уникальных зданий столицы, которые еще не пошли под снос.

Ташкент стремительно перестраивается. Сносятся «ветхие» здания, возводятся новостройки – меняется такой родной каждому столичному жителю облик. И это понятно – мир развивается, жизненное пространство преобразуется, модернизируется город. Главное при этом, как говорится, «вместе с водой не выплеснуть и ребенка».

О том, как застраивали Ташкент после землетрясения, какие проекты разрабатывали, с каким энтузиазмом их возводили, рассказала горожанам и гостям столицы выставка Tashkent Modernism.Index, которая проходила в Государственном музее искусств Узбекистана. 

Об экспозиции писали отечественные средства массовой информации, повторимся немного и мы. Это обзор масштабного исследования, проведенного в рамках проекта Tashkent Modernism XX/XXI. Проект был презентован Фондом развития культуры и искусства Узбекистана на 23-й Международной выставке Triennale Milano в Милане (Италия). В ташкентскую экспозицию включены оригинальные чертежи и эскизы архитекторов, а также тематические живопись и графика 1960−1980-х годов из собрания музея.

Модернистская архитектура Ташкента 1960-1980 годов является своего рода феноменом. С 1930-х столица Узбекистана стала своеобразным полигоном для технических, социальных, культурных и урбанистических экспериментов в Центральной Азии. Землетрясение 1966 года ускорило эти процессы. Ташкент превратился в лабораторию современной архитектуры того периода. Это хорошо видно на выставленных чертежах и рисунках.

Вот, к примеру, план Ташкентского государственного цирка, рассчитанного на 3000 мест. Это же летающая тарелка!  Проект 1968 года. Время космических прорывов – первый полет человека вокруг орбиты Земли, первая высадка на Луну. Всеобщий подъем, ожидание быстрого освоения космического пространства, поиск братьев по разуму. Общий настрой общества не мог не сказаться на модернистской архитектуре. 

В то время цирк разрешали строить по индивидуальному проекту лишь в исключительных случаях. Ташкентский архитектор Генрих Александрович сумел доказать, что крупнейшему городу Центральной Азии нужно здание, соответствующее сейсмическим и климатическим условиям, культурному контексту и растущей численности населения. В результате «летающая тарелка» «приземлилась» на площади старого города.

Объектом футуризма можно назвать и институт Солнца. Гелиокомплекс находится в 45 км от Ташкента, в Паркентском районе. Огромный щит из 10700 зеркал, расположенный на вогнутой поверхности высотой в 22 этажа, отражает солнечный свет. Солнечная энергия используется для проведения материаловедческих опытов при температурах до 3000 градусов. 

Комплекс строили с 1981 по 1987 годы как «наш ответ Западу». Первый подобный проект был реализован в 1968 году в Одейо (Франция). В Паркенте – второй и последний. Больше в мире таких объектов нет. В отличие от своего «старшего» брата, наше «Солнце» имеет уникальный дизайн, как внешний, так и внутренний. Планировка и эффектное размещение позиционируют его как объект лэнд-арта (направление в искусстве, возникшее в США в конце 1960-х годов, в котором создаваемое художником произведение неразрывно связано с природным ландшафтом). Все это дополняется многочисленными произведениями искусства и стеклянными скульптурами литовской художницы Ирены Липене.

Государственный музей искусств Узбекистана, в котором была выставлена экспозиция, тоже является одним из экспериментов ташкентского модернизма. Он строился с 1967 по 1974 годы. Ключевую роль в подготовке проекта играла научно-исследовательская лаборатория по разработке новых материалов. Новым материалом, созданным специально для музея, было герметично сконструированное стекло, содержащее светорассеивающие нетканое стекловолоконное полотно. Панелями из стевита, так оно называлось, был инкрустирован фасад здания. Но экспериментальный материал оказался недолговечным и в 2000-х был заменен алюкобондом и стеклом, имитирующим оригинальные плиты. 

Вместе с модернизмом в архитектуру Ташкента с 1970-х годов стал активно входить ориентализм. Это увлечение восточной культурой (от латинского orientalis – «восточный») – создание произведений искусства с использованием восточных мотивов, сюжетов и стилей. В свои новые проекты градостроители стали вплетать национальный элемент. Яркий пример тому купол рынка Чорсу – инновационное на тот момент прочтение традиционных купольных сооружений, попытка выразить в модернистском стиле понятие «небесного свода», которым считались купола в среднеазиатской архитектуре.

Его детальный проект появился в 1974 году, реализация закончилась в конце 1980 – начале 1990-х. Особенность – центральный световой люк, который направляет движущееся солнечное пятно на оживленные торговые ряды. В отделке купола активно использовались растительный орнамент ислими и голубая глазурованная плитка. 

Концепцию узбекской махалли в современном ее виде отразил жилой дом «Жемчуг».  Это была попытка сформировать вертикальный аналог восточного квартала, где все соседи сотрудничали друг с другом в решении общих вопросов.

Архитектор Офелия Ойдинова предложила создать пять «подвешенных в небе» дворов высотой в три этажа каждый, в результате вырос 16-этажный дом.  Этот эксперимент стал совместным творчеством жильцов «Жемчуга». В течение многих лет они тесно взаимодействовали, обживая коллективную зону для своих индивидуальных нужд, и создали в итоге уникальное городское пространство.

…У каждого поколения ташкентцев – свой Ташкент. Говорят, чтобы возвести 86-метровый купол рынка Чорсу, была снесена старая одноименная махалля. Старожилы наверняка были не рады решению, которое уничтожило историю и привычный облик старого города. Однако для их детей и внуков тот же купол воспринимался как нечто гармоничное, современное, стильное. Нынешнее поколение уже не видит ничего страшного в том, что купол Чорсу могут снести и возвести на его месте нечто новое, отвечающее их мировосприятию. 

И все же модернистско-ориенталистский Ташкент 1960-80-х годов застройки еще существует. Для того, чтобы увидеть  уникальные здания, не обязательно ждать следующей выставки, можно пройти мимо Цирка, посидеть под куполом Чорсу, проехаться по Чиланзарской линии подземки, прогуляться возле Голубых куполов, обойти вокруг «Жемчуга», отыскать среди елок Институт искусствознания Академии наук, посетить Музей истории и Государственный музей искусств, остановиться рядом с гостиницей «Узбекистан», купить билет в кинотеатр «Панорамный» (Дворец кино им. А. Навои) и после окончания сеанса взглянуть на гостиницу «Ешлик». Все они, на наше счастье, еще находятся в пространстве Ташкента. 

Динара Шамухамедова.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Из ледниковых гор несут прохладу Салар, Анхор, Бозсу и Карасу,
    Воспоминаний горькую усладу
    Тебе, читатељ, я преподнесу.
    На фотографии — десятый, выпускной,
    Серьёзными мы были, несомненно,
    При нас — Иљич с протянутой рукой
    И Кырламырла факелом нетленным.
    Рассеяла по свету, разбросала Злодейка, эмигрантская стезя,
    Меня совсем немного потрепало,
    Но причитать нисколечки нељзя.
    Листаю прошлое, тоскую о Ташкенте,
    Его аллеях, парках, площадях,
    Беспечной юности приятные моменты
    Напомнят о несбывшихся мечтах.
    Пока живу, болею ностаљгией,
    На память, фото бережно храня,
    Из бытия ташкентского, любые
    Картины прошлого преследуют меня.
    Как в кадрах кинохроники —
    Алайский, Кашгарка, Тезиковка, Бадамзар, Болгарка, Госпитаљный и Фархадский, Сапёрная, Паркентский, Чиланзар, Куйлюк, Дархан и старое ТашМИ, Гостиницы “Ташкент”, “Ўзбекистан”, Театры “Навои” и “Мукими”, Высоковољтный, Домбрабад, Сагбан.
    Как будто глину намесил гончар евреев и казахов, турок, греков,
    Армян, корейцев, немцев и татар, таджиков, украинцев и узбеков.
    Ласкаю взором разноцветный балаган —
    Дворцы, дворы, дувалы из самана,
    Вдыхаю запах плова из чайхан,
    Самсы, шурпы, лепёшек и лагмана,
    Манты, кукси, галушки, бещбармак,
    Чанахи, лобио, долма, фаршмак,
    Немецкие сметанка и каймак —
    Всё это был неповторимый смак.
    Нас старший брат — язык объединял,
    Великий русский, это — вне сомнения,
    Не зря Шараф Рашидович писал
    Про межнационаљное общение.
    Да, время быстро всё переменило,
    Стерев границы, грани бытия,
    Жестоко со своей оси сместило,
    И вот, фотоаљбом захлопнул я…
    Цветущий сад, Восточная столица,
    Люблю и помню, всё же мы — родня,
    Горжусь, что довелось в тебе родиться,
    Так жаљ, тебе теперь не до меня…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Саммит COP29: Азербайджан становится главным дипломатическим игроком в регионе

После распада Советского Союза постсоветские страны, интегрированные в систему международных отношений, вот уже более 30 лет с момента обретения...

Больше похожих статей