Азарт – пожалуй, другого слова и не найдёшь, чтобы выразить то состояние, которое владеет десятки лет автором книги, предлагаемой вниманию нашего уважаемого читателя. Имя его – Хамидулла Акбаров, доктор филологических наук, профессор, известный теоретик и практик кинематографии, телевидения и литературы.
Я имею удовольствие знать его и общаться в течение более 50 лет и поэтому имею достаточное основание судить о его человеческой и профессиональной сущности, о его жизненных принципах, запросах и поисках. Начну хотя бы с его удивительной работоспособности, умению заразительно увлекаться любимом делом.
Недавно я спросил Хамидуллу Ильясовича – а сколько Вы спите в сутки? — Не более 5 часов, потому что больше бездейственно находиться в кровати считаю непозволительным, ибо впустую тратится драгоценное время. Надо активно и по возможности полезно трудиться, дабы максимально использовать и проявлять заложенные Всевышним в человека способностям и талантам. Конечно, если не во благо всего общества, то хотя бы в интересах определённого круга людей, занятых творческим любопытством. Такое вот осмысленное суждение человека, который выпустил 25 книги, воспитал десятки научных и педагогических работников в сфере культурологии.
Но вернёмся к новой книге Акбарова – она называется «Золотое сечение жизнедеятельности» и может привлечь внимание и «седобородых мудрецов и пылкую, любознательную молодёжь». Книга в форме беседы повествует об ушедших классиках изящной словесности, экранных искусств, популярных мастерах вокала.
К примеру, своеобразно ведётся рассказ о поэтапном освоении наследия всемирно признанного, «фантастически одарённого» по оценке Альберта Эйнштейна Сергея Эйзенштейна. Пора учёбы и первой самостоятельной научной работы автора совпала с подготовкой к изданию литературного наследия великого режиссёра. Х.Акбаров с головой окунулся в медиасреду, которая позволила глубоко осмыслить исследования учёного и художника, имеющих архетипическое значение, научных концепций, важных для сегодняшней теории и практики, как киноискусства, так отчасти для телевидения и литературы. Автор был участником и свидетелем тех знаменательных событий. Поиски, находки, представляющие научный интерес, наблюдения разных лет, выделенные крупным планом, микропортреты замечательных деятелей прошлого и настоящего, могут удовлетворить ценителей аудиовизуальной культуры, исследователей, и всех ценителей кино, в силу своей синтетической природы, взаимодействующего с традиционными видами художественного творчества.
Фолиант состоит из нескольких глав: «Благотворная медиасреда – благость земная», «Поиски первоисточника», «Слово о Сергее Эйзенштейне», «Слово – не только средство общения», «Люди и фильмы нашего кино. Многоликий экран», «Чуточку о сочинении сценария (вместо послесловия). Нет возможности в данной статье, отнюдь не претендующей на научное исследование, кратко рассказать о всех героях и персонажах, которые увлекли автора. Попытаюсь хотя бы перечислить их. Это Алишер Навои (наследие которого и сейчас удивляет нас. В нём превалируют величественное и монументальное, информационная насыщенность, эстетическая значимость, кинематографичность), Чингиз Айтматов, Тураб Тула, Халима Насырова, Саодат Кабулова, Шухрат Аббасов, Аброр Хидоятов, Алим Ходжаев, Коммуна Исмаилова, Икрам Акбаров, Шукур Бурханов, Камола Умарходжаева, Абдулла Кадыри, Наби Ганиев, Хаким ат-Термезий и др.
Очень разные Личности – и по возрасту, и по мере таланта, и по влиянию на окружающий мир, и по творческому дерзновению. Но объединяет их Любовь к Родине, к людям, к неугомонному творчеству и созиданию. Так же как и самого автора – Хамидуллу Акбарову. Кому повезёт, почитайте эту необычную книгу. Поверьте, вы обогатитесь познавательно и настроенческой радостью.
А.М. ХОДЖАЕВ