back to top
1.9 C
Узбекистан
Воскресенье, 12 января, 2025

Чтобы помнили! Страницы истории музыкальной эстрады Узбекистана. «Ялла». «Наливай, чайханщик, чаю…»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,180ПодписчикиПодписаться

История 17

Создание в конце 1987 г. музыкального спектакля «Чайхана на все времена», как еще говорят, «Музыкальная чайхана», открыло новые грани творческой мысли ташкентских музыкантов. В 1988 г. под этим названием вышла пластинка ансамбля. Сначала подумали о рок-опере (тогда это было модно), но потом вспомнили о махаллинской чайхане, традиционном месте культурного общения. Сценография была решена таким образом, что зрители ощущали себя как бы посетителями чайханы.

Это был уже настоящий музыкальный спектакль, цель, к которой Фарух Закиров упорно шел предыдущие годы. Его лейтмотивом стала песня Фаруха Закирова и Е. Березикова «Музыкальная чайхана». В основу представления легли традиции «мушоиры» и «аскиябоза», любимых в народе состязаний поэтов, острословов и музыкантов.

Открывал представление Фарух Закиров. Выступая в роли глашатая, под музыку «Чайханы», он приглашал гостей на этот праздник народных искусств. Как говорили в старину: «Слушайте, слушайте и не говорите, что не слышали! Всех приглашаем на наш праздник…».

Одной из сюжетных стала тема путешествия, которую образовали песни «Позвала меня дорога» и «Город снов». Очень удачно была применена кинопроекция. «Зрители (путешественники), — пишет в своем исследовании Леонид Юсупов, — проезжают мимо селений, полей, гор, через пустыню. Смена дорожных впечатлений… отражается в песнях. На заднике сцены день сменяется ночью. Загораются звезды. Возникает зримый древний сказочный восточный город с башнями и минаретами… Создается иллюзия приближения к древнему городу»[1].

* Л. А. Юсупов. «Основные этапы становления и развития узбекской музыкальной эстрады», 1991.

Вильям Шекспир и Рабинтранад Тагор, Сергей Есенин и Омар Хайям… У каждого из этих великих поэтов была своя роль в этом музыкальном спектакле. Сочетание высокой поэзии с изысканной простотой музыкальной формы придавало концерту особую эмоциональную возвышенность с характерными степенными жестами и утонченными мизансценами. Но вот закручивается праздничный водоворот народного веселья. На сцене по-прежнему пятеро музыкантов, но кажется, что ее заполнила жизнерадостная танцующая толпа. Звучат песни из «золотого фонда» «Яллы»: «Масхарабоз», «Канатоходцы», «Килпиллама». Это знаковые номера эстрадного представления, через которые протягивались незримые нити в фольклорное прошлое Узбекистана, к истокам его «площадного» искусства: состязаниям масхарабозов, выступлениям канатоходцев, кукольников. Они создавали веселье, ощущения праздника, шутили со зрителями. находили искренний контакт со зрителем.

Песня «Канатаходцы» лучше всего звучит в дуэте Наталья Нурмухамедова — Фарух Закиров, в сопровождении ансамбля «Ялла»

Ставил программу все тот же Марк Розовский, над созданием костюмов работала опять-таки Алла Коженкова, вновь проявившая безупречный вкус. По-царски роскошные одеяния музыкантов вызвали всеобщее восхищение. Богато изукрашенные золотошвейным орнаментом, усыпанные полудрагоценными камнями (один халат весил 18 кг) они превзошли все ожидания. Сами музыканты, как я понял, оказались ошеломлены таким великолепием.

«Тебе не кажется, что костюмы отвлекают от музыки? – спросил меня гитарист «Яллы» Джавлон Тохтаев. Излишние опасения. «Наоборот, сверкающая красота живописных нарядов служит волнующим дополнением к ярким краскам музыкальной ткани и очень приятна глазу, — выстроил я вдохновенную фразу. Еще один важный момент – большинство песен спектакля было написано участниками ансамбля, в основном Фарухом Закировым. Благодаря этому музыкальное представление обрело необходимое единство стиля.

В целом музыкантам «Яллы» замечательным образом удалось соединить традиционные виды народного художественного самовыражения с современными формами эстрадного искусства в сочетании с выразительной сценографией, создать по-настоящему театральное зрелище. Подобного на тогдашней советской эстрадной сцене не было. Восточный росток советской эстрады превратился в красивую раскидистую ветвь. «Театр песни» удался на славу!

Премьера «Музыкальной чайханы» состоялась в Киеве. После этого концерты в Москве, Баку и только в последние дни декабря 1987 г. перед самым Новым годом «Ялла» показала свою работу в Ташкенте.

— На Востоке, на Востоке,

Что за небо без луны,

На Востоке, на Востоке,

Что за жизнь без чайханы…

В основу следующей театрализованной эстрадной программы легла пьеса «Проделки Майсары», выдающегося узбекского поэта и драматурга, основателя узбекской советской литературы Хамзы Хаким-заде Ниязи. Республика тогда, в 1989 г., отмечала 100-летие со дня его рождения.

В основе сюжета лежала веселая история о том, как вдовушка Майсара оставила в дураках назойливых «женихов» красавицы Айхон, в которую был влюблен племянник Майсары и заставила вернуть невесте незаконно отнятое у нее имущество. Музыку к спектаклю написали Фарух Закиров и Рустам Ильясов. В группе тогда играл очень сильный клавишник Дони Ильясов, который до этого работал дирижером эстрадно-симфонического оркестра (ЭСО) Узгостелерадио. А еще раньше он играл в ташкентской рок-группе «Звездопад», где из старенького советского электрооргана «Юность-70» извергал «один в один» суровые пассажи из брутального «Таркуса» британской группы Emerson, Lake & Palmer, выдавал клавишные пассажи из Deep Purple и Uriah Heep и вложил немалый вклад в создание собственных песен группы.

Для постановки «Проделок» был приглашен московский режиссер Владислав Дружинин – звезда всесоюзного масштаба. К тому времени он осуществил две постановки на Бродвее, плюс рок-опера «Джордано» с Валерием Леонтьевым в главной роли.

Фрагмент спектакля «Проделки Майсары»

Спектакль с успехом увидел сцену. На основе его музыкального материала на «Узбекфильме» была снята полнометражная кинолента «Проделки Майсары». Премьера состоялась в киноконцертном зале Дворец искусств (ныне Панорамный кинотеатр им. А. Навои) на проспекте Навои 22 мая 1989 г.

Потом был фантастический фильм «Чудо-женщина» по пьесе Шарафа Башбекова «Железная женщина». В 1991 г. Фарух и Рустам написали к нему музыку. Главным действующим лицом киноленты был робот в виде женщины, запрограммированный на выполнение домашней работы. Только столкнувшись с ним, нерадивый муж понял как непросто его настоящей жене.

Александр Попов

Продолжение музыкальных историй следует

На заставке: Слева направо: Аббос Алиев, Алишер Туляганов, Фарух Закиров, Джавлон Тохтаев, Рустам Ильясов

……………………………………………………………………………………………………………………………………………

Заметили ошибку, хотите что-то добавить, уточнить, прокомментировать? Пишите в комменте.


[1] Л. А. Юсупов. «Основные этапы становления и развития узбекской музыкальной эстрады», 1991.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Батыр Закиров and Фрэнк Синатра: в ожидании премьеры

                                                                                                                                                                                                          В зале Ташкентского Дома Музыки полным ходом идут репетиции музыкального спектакля "БАТЫР ЗАКИРОВ AND ФРЭНК СИНАТРА", премьера которого назначена...

Больше похожих статей