3 октября, как гром среди ясного неба прозвучала печальная новость о кончине замечательного ташкентского музыканта, одного из старейших педагогов РСМШ имени В.А. Успенского, доцента Государственной консерватории Узбекистана Джумы Сабуровича Сабурова.
Ну как так?! Только в воскресенье он поздравлял по телефону коллег с профессиональными праздниками – Международным Днём музыки и Днём учителя, а во вторник его не стало. Причём в этот роковой день он, как обычно, позанимался со своими учениками. В голове не укладывается, что Джумы Сабуровича больше нет. Того самого – позитивного, доброго, отзывчивого, чуткого, понимающего, наполненного оптимизмом человека и музыканта, окружавшего себя умными и пытливыми друзьями, на которых ему везло. Быть знакомым с ним – было большой радостью и удачей. А теперь его нет. Но останется память о нём…
Он был влюблён в музыку, которая стала для него не только профессией, но и образом жизни. Она была его главной, единственной целью, на которую был направлен его труд. Музыка ежедневно, с детства и до последнего дня, была смыслом его жизни, являвшейся редким примером неустанного, подвижнического служения искусству и людям.
Джума Сабурович прошёл нелёгкую жизнь. Он родился в 1943 году в городе Чарджоу Туркменской ССР. Рано остался без отца – капитана милиции, погибшего в годы Второй мировой войны под Сталинградом. В 26 лет погибла во время Ашхабадском землетрясении и любимая мама Чаман Хамраева, куда молодая вдова была направлена на операцию. Так в возрасте пяти лет маленький Джума оказался в Детском доме, где вскоре обрёл сестёр и братьев. В те годы государство делало всё возможное, чтобы дети не чувствовали себя обездоленными. Очевидно, поэтому в этой его новой, большой семье царили удивительная теплота и душевность. Он рос добрым и любознательным мальчиком, посещавшим практически все кружки, которые были в Детском доме: столярный, юннатский, шофёрский и другие. Особое отношение у мальчика было к музыке. Он уже тогда стремился играть на каком-нибудь инструменте.
Позже произошла встреча с духовым оркестром, звуки которого пленили его раз и навсегда. В 13 лет Сабуров становится воспитанником военного оркестра. Будучи подростком большой доброты, неизменно доброжелательный и искренний, он сразу располагает к себе военное начальство. Вскоре его ласково называют сыном полка. Здесь он почти сразу влюбился в тромбон, звук которого напомнил ему человеческий голос. И здесь же начал играть в оркестре, который стал для него отличной школой, где он мог выверить свой слух, ритм, звук, ансамблевое чутьё.
В 1961 году Сабуров поступил в музыкальное училище имени Хамзы в класс А.С.Морозова. Однако учёба была прервана службой в армии, где музыкантский опыт определил солдату место в военном оркестре. Позже он всё-таки заканчивает вначале музыкальное училище (класс Л.Р. Тельянца), а затем и консерваторию (класс заслуженного артиста Республики Узбекистан, доцента Г.К. Вергилесова).
Большую часть жизни и энергии Д.С.Сабуров посвятил делу воспитания исполнительской молодёжи. Многим он внушил любовь к тромбону. Его творческий стаж равен 67 годам, а педагогический – 55. За долгие годы педагогической деятельности в РСМШ имени В.А. Успенского, а также в Государственной консерватории Узбекистана, доцент Д.С.Сабуров воспитал ряд замечательных музыкантов-тромбонистов, которые стали лауреатами различных конкурсов. Среди них Р. Шагимарданов, И. Колесниченко, Б. Бердыев, А. Тойшиев, Д. Эсонходжаев, С. Шин и многие другие. Немало учеников Д.С.Сабурова стали под его влиянием педагогами профессиональных учреждений и с честью несут педагогические традиции, заложенные их учителем. И в этом нет ничего удивительного, ведь всякий раз, когда я заглядывала к нему в класс, то впечатление производила атмосфера – простая и естественная, которая там царила. Педагог общался со своими учениками очень демократично – при этом все к нему относились очень уважительно.
Одной из важнейших его педагогических задач было научить своих подопечных играть красивым звуком. «Нужно, чтобы в кантилене звук тромбона лился, – любил повторять Джума Сабурович, – чтобы он пел, как у вокалистов». Безусловно, такая система обучения развивает, на мой взгляд, личную инициативу, умение самостоятельно, в отсутствие педагога, принимать правильное решение.
Ну а одним из самых главных и важных звеньев в обучении музыкантов Сабуров считал специализированные музыкальные школы, где в процессе обучения решается, останется ребёнок в музыке, станет он профессионалом своего дела или нет. «Здесь закладывается тот музыкальный фундамент, на основе которого будет сформирован настоящий профессионал, исполнитель или вдумчивый педагог, любящий детей и музыку» – признался Джума Сабурович в одном из интервью. Поэтому не случайно, а закономерно он из пятидесяти пяти лет своего педагогического стажа сорок отдал ташкентской «Успенке».
Невольно вспомнился его семидесятилетний юбилей, который мне довелось вести в Большом зале этого известного учебного заведения. Джума Сабурович светился от счастья. Смотрелся он прекрасно. Юбилей для него был не поводом с изумлением вглядываться в дату своего рождения, а возможностью встретиться с друзьями, коллегами, почитателями классики. В тот необыкновенный вечер в зале царила музыка и нежная аура добра, тепла и вдохновения. Незаметно, на одном дыхании пролетели два часа юбилейного концерта. Сколько букетов цветов было вручено виновнику торжества, сколько слов восхищения услышал он. О нём говорили не только как о прекрасном музыканте и педагоге, но и замечательном отце, воспитавшем двоих детей и безмерно любящем дедушке шестерых внуков …
Всю жизнь Джума Сабурович жил и работал в мажоре! Таким мы будем помнить его всегда…
Гульзарова Инесса, музыковед.
Фото из интернета.