4 октября, главе государства была представлена презентация новых инициатив по повышению качества профессионального образования и обучения населения профессиям. Об этом сообщает пресс-служба президента.
На презентации, в частности, указывалось на то, что в развитых странах профессиональное образование охватывает до 75 процентов учащихся. В нашей стране данная система в настоящий момент активно развивается, чтобы соответствовать требованиям рынка труда. В основном специалистов среднего звена готовят в колледжах и техникумах системы Министерства высшего образования, науки и инноваций, а также в моноцентрах при Министерстве занятости и сокращения бедности.
Были приведены конкретные цифры: сейчас в 689 профессиональных образовательных учреждениях ведется обучение по 714 профессиям и специальностям, 20 моноцентров «Ишга мархамат» преподают 54 профессии и 6 иностранных языков.
В Узбекистане была внедрена дуальная форма образования, благодаря которой учащиеся одновременно учатся и работают. Так в сотрудничестве с 2 тысячами предприятий ведется обучение 6 тысяч юношей и девушек. Выпускники 9 классов обучаются разным специальностям в профессиональных школах, а выпускники 11 классов — в колледжах и техникумах.
Однако, по словам авторов презентации, в сфере есть определенные проблемы. Так некоторые образовательные программы не учитывают требования жизни. А школьники не видят привлекательности профессионального образования. Мощности учебных заведений не используются на 100 процентов.
По поводу моноцентров было сказано, что они не в состоянии полностью удовлетворить потребность в кадрах среднего звена. Выпускники должны сдавать дополнительный экзамен, потому что они не получают квалификационных разряд. Нет взаимодействия между Агентством внешней трудовой миграции и профессиональным образованием. Есть недостатки в работе по преподаванию иностранных языков и выдаче документов, подтверждающих уровень владения ими.
Для устранения перечисленных недостатков и повышения качества профобучения соответствующие министерства разработали свои предложения. На презентации эти предложения были озвучены.
В частности, в них говорилось о внедрении зарубежных образовательных программ, обеспечении признания квалификации выпускников на внутреннем и внешнем рынке труда, большем привлечении учащихся в колледжи и техникумы, а также о мерах по повышению качества профессиональной подготовки в моноцентрах.
Президент дал дополнительные поручения по совершенствованию озвученных предложений. Он подчеркнул, что занятость молодежи имеет первостепенное значение, что надо учить молодежь профессиям по конкретным направлениям, исходя из специализации районов, потребностей предприятий в них.
Также глава государства отметил важность поэтапного обновления классификаторов профессий и профессионального образования, приведения их в соответствие с международными стандартами, тесного взаимодействия профессиональных образовательных учреждений со школами и вузами. Министерству высшего образования, науки и инноваций будет поручена координация деятельности профессиональных образовательных учреждений в качестве целостной системы.
В следующем учебном году начнется внедрение международно признанных программ в одном из техникумов каждого региона Узбекистана. Выпускники таких техникумов получат международную квалификацию и сертификат иностранного языка. Помимо этого будут внедрены передовые критерии качества профессионального образования и обучения.
В моноцентрах обучение профессиям будет вестись на основе заказов работодателей, что решит проблему трудоустройства выпускников.
Долго, однако думали. Презентации — красивая, на практике то, что будет, очередной — Пшик.