back to top
30.6 C
Узбекистан
Суббота, 27 июля, 2024

Второй Международный скульптурный симпозиум «Ташкент-2023» близится к завершению

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,590ПодписчикиПодписаться

Более двух десятков скульпторов из Узбекистана, Каракалпакстана и других стран собрались в Ташкенте, чтобы с помощью своего искусства утвердить идеи экологической культуры и бережного отношения к природе.

Скульптурный симпозиум проводится в Узбекистане во второй раз. Первый симпозиум прошёл в Самарканде с 10 августа по 10 сентября 2022 года. В нём участвовали семеро зарубежных скульпторов – из Грузии, России, Ирана, Индии, Таджикистана, Киргизии, Казахстана и столько же скульпторов из Узбекистана. Выполненные работы украсили территорию у Международного университета туризма и культурного наследия «Шёлковый путь» в Самарканде.

Чем увенчается Второй скульптурный симпозиум – Ташкентский?

Для его участников выделена специальная территория в промышленной зоне Сергелийского района столицы. И каждому скульптору предоставлен внушительный блок белого мрамора из карьера Зарбанд в Самаркандской области.

Достойное качество мрамора, добываемого там, ваятели оценили ещё на Первом симпозиуме – в 2022 году, в Самарканде. Потому организаторы решили использовать этот проверенный природный материал и на сей раз.

– Мрамор привезли в Ташкент из Зарбандского карьера, – говорит куратор симпозиума Насима Джураева. – Он бело-голубой, чистый, без каких-либо вкраплений и очень хорошей плотности – скульпторы довольны, хвалят и работают с ним с удовольствием. И до мрамора Каррары, я думаю, мы не совсем далеко по качеству, – улыбается Насима Шарафбаевна. – Зарубежные участники говорят, что с таким превосходным камнем сам Бог велел проводить скульптурные симпозиумы в Узбекистане.

Насима Джураева открыла специально для читателей нашего издания ещё мало кому известную информацию: работы участников симпозиума будут установлены после завершения проекта на территории нового университета экологии на Юнусабаде. Все они будут, конечно же, доступны для зрителей.

Признаться, мне самой захотелось поступить в этот университет и каждый день, проходя по университетским аллеям, любоваться белоснежными мраморными монументами.

Кстати, 23 сентября в Союзе художников Узбекистана прошла творческая встреча с зарубежными скульпторами –
участниками симпозиума. Они из разных стран. Это талантливые художники Лаша Хидашели из Грузии, Верена Майер Таш из Италии, Кирилл Крохолёв из Белоруссии, Туту Патнаик из Индии, Михаил Соболев из России, Несрин Каражан из Турции, Лаура Маркос из Аргентины, Хосе-Карлос Кабелло Миллан из Испании, Эхсан Гармсири из Ирана и Али Джаббар – из Великобритании. В когорте интереснейших современных скульпторов и мастера резца из Узбекистана: Ботир Хакимов, Улугбек Усманов, Нодир Усманов, Эдуард Сафарян, Руфат Рахматов, Йигитали Бокиев, Абдугаффор Эсоналиев, Солий Кадыров, Павел Макаров, Улаш Ураков и Дорибай Таджимуратов из Каракалпакстана.

На встрече они рассказали о своём творчестве и представленных на симпозиум проектах, ответили на вопросы коллег и любителей изобразительной пластики, журналистов. Каждый из творцов заслуживает внимания.

Мы попросили скульптора Михаила Соболева, участника симпозиума из России, поделиться своими впечатлениями.

Немного о нашем госте. Михаил в самом расцвете творческих лет – ему 46 лет. Учился в художественном училище в Кемерово по специальности «Художественная керамика». Член Московского союза художников, Михаил участвовал в различных выставках и симпозиумах в России и за рубежом – в Австрии, Китае.

– На карте мира, – говорит Михаил Соболев, – среди международных скульптурных симпозиумов теперь есть новая страна и город: Узбекистан, Ташкент. Для скульпторов из разных стран это как открытие нового мира. Ведь скульпторы не только создают свои произведения, но исследуют культуру страны, в которой работают, взаимодействуя с местной творческой интеллигенцией и привнося разнообразие и свою интонацию в страну-хозяйку симпозиума.

То, что симпозиум проходит в такой стране как Узбекистан с его древними культурными памятниками, которые имеют особый стиль в мировой культуре, – это тоже очень важно. Творческие люди глубоко впитывают новые культуры и становятся своеобразными послами культурных ценностей и традиций страны, в которой создали свою работу и где она останется жить дальше. Вместе со своим творением скульптор оставляет часть себя, часть своей культуры. Именно так будет с работами участников симпозиума на вашей земле.

Отличной возможностью является для нас и обмен опытом — как техническими приемами, так и опытом творческого мышления современных скульпторов.

Например, если бы скульптор из Узбекистана захотел самостоятельно пообщаться с коллегами из 10 стран-участниц Ташкентского симпозиума, это представляется невозможным. А во время симпозиума всё происходит просто и естественно. Мы получаем отличный результат в виде бесценного опыта друг друга, понимания современных тенденций в пластическом искусстве.

Скульптор живёт не в аквариуме или на полке, а в большом океане, насыщенном разнообразной жизнью.
Интересной особенностью симпозиумов является использование местного камня — для нас это открытие, как, к примеру, новые блюда. Мрамор абсолютно разный в различных странах, и работа с каждым его видом незабываема для нас.


Хочу подчеркнуть, что скульптурные симпозиумы — это не блажь, а необходимость. При правильном проведении скульптурный симпозиум делает культуру страны, в которой он проводится, более многогранной и понимающей свою самобытность. Но и ощущающей себя частью многогранного мира.

Нам, скульпторам, важно донести до властей города, что результат симпозиума – это великолепный культурный вклад в развитие города и культуру страны. Возможно, поначалу горожане не будут видеть ценности, не поймут важности этих скульптур. Но постепенно, шаг за шагом, глаз будет обучаться прекрасному и сложному.

Например, в центре Сеула установлено множество разнообразных современных скульптур. И весь центр города благодаря этому стал своеобразным современным музеем. Важно привлекать молодых скульпторов Узбекистана и студентов скульптурных отделений вузов и колледжей в качестве ассистентов участников симпозиума — это реальный задел на будущее.

Я думаю, Узбекистан – отличная страна, которая ещё многое даст миру в плане современного искусства, если продолжать эти симпозиумы. Нужно активнее вовлекать в такие проекты зрителей, молодых и зрелых скульпторов, студентов. Нужно устанавливать скульптуры в подходящих для обзора, интересных местах. Это изменит жизнь людей, украсит город и наполнит новыми смыслами жизнь.

Хотелось бы узнать ваше мнение, дорогие читатели о проекте скульптурных симпозиумов в Узбекистане. И видеть вас возле новых скульптур в открывшемся в этом учебном году в Ташкенте Центральноазиатском университете окружающей среды и изменения климата. На его территории 30 сентября будет открыт своеобразный музей скульптур под открытым небом, экспозицию которого составит 21 скульптура, созданная участниками Второго Международного скульптурного симпозиума «Ташкент-2023».

Тамара Санаева.

Фотографии Хосе Хосе Карлоса Кабельо Миллана (🇪🇦 Испания), участника 2-го Международного симпозиума по скульптуре Ташкент-2023, и Насимы Джураевой (🇺🇿 Узбекистан).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Архитектура не должна нагнетать социальную конфликтность. В противном случае она окажется изгоем и будет безжалостно перечеркнута

Часть первая Произошла, и уже давно, градостроительная перестройка, но не просто замена одной структуры- Госкомархитектстроя на другую - Минстрой, а,...

Больше похожих статей