Продолжаем рассказ о Наталье Нурмухамедовой, «чудесной киз-боле» эстрады Узбекистана. Первая часть повествования закончилась на том, как, покачивая маленькую дочку, певица нашла джазовые интонации для шутливой песенки Энмарка Салихова. Еще и потому, что в этом простеньком произведении композитор заложил джазовые «семена», которые моментально проросли, когда Наталья «пролила» на них живительную влагу своего вдохновения.
Джазовая интерпретация «Киз болы» стала счастливым билетом Натальи Нурмухамедовой на многих конкурсах. С этой зажигательной песней она, например, получила Первую премию на международном фестивале Internationales Schlagerfestival Dresden — 84 в ГДР. Приехав в Дрезден, как рассказывала Наталья в интервью Татьяне Устиновой в передаче «Мой герой»: «она уже на месте дошивала свое концертное платье, вместе с мужем переписывали ноты, наделали ошибок. Дирижер даже, поначалу закапризничал, но, узнав, что у нас нет переписчика, распорядился срочно найти такого в Дрездене и через два часа партитура была готова». Ошибок, как выяснилось, оказалось не так много, Второй песней по условиям конкурса была песня Er war Mein Mann («Он был моим») из репертуара звезды эстрады ГДР Дагмар Фридерик. Но покорила всех узбекская «Озорница».
Запись исполнения «Киз Болы» в Дрездене не сохранилась. Но как она прозвучала там, можно представить по выступлению Натальи в Ташкенте на джазовом фестивале «Золотая осень» 2006 вместе с оркестром «Биг Бэнд имени Батыра Закирова». Художественный руководитель — Мансур Ташматов. Дирижер — Евгений Живаев.
На репетиции в Дрездене Наташа применила тактический прием: пела «вполсилы», специально маловразумительно обозначила скет и на нее мало кто обратил внимание. Но! Она разыскала звукорежиссера, одарила его водкой с черной икрой и попросила сделать ей голос как у Эллы Фитцджеральд. Звукорежиссер оказался своим парнем и вывел прекрасный ревер. Наталья отработала на все сто. Первая премия! Тогда ее и назвали «Леди ироничного джаза».
Очень удачным оказалось сотрудничество Натальи Нурмахамедовой с «Яллой». Особенно песня «Канатоходцы», которую Наталья пела с Фарухом Закировым. Собственно ее название — это народная поговорка, которую Фарух превратил в превосходную современную песню. Два таланта представили песенный дуэт–диалог как очаровательную эстрадную миниатюру. У этой песни есть два варианта текста (мужской и женский), которые немного отличаются друг от друга.
«Мне кажется, — рассказывает Наталья, что источником вдохновения для Фаруха стала встреча группы эстрадных артистов Узбекистана вместе с Батыром Закировым с уличными артистами-канатоходцами. Во время выступления один маленький артист упал (высота был небольшая), видно было, что ему хочется заплакать. Больше, казалось, от обиды, чем от боли. Но старый канатоходец, помогая парнишке встать, проговорил: «Бака, бака банг, дор ойнань, если упадешь не плачь, а встань».
В клипе «Малиновый сироп», который снимался в знаменитом одесском ресторане «Гамбринус», Наталья сыграла роль поющей хозяйки бара. «Вместо сиропа, однако, пришлось пить раствор марганцовки, — вспоминает она. Аккомпанировал Наталье ансамбль под управлением композитора Юрия Чернавского, впоследствии Заслуженного артиста РСФСР, музыкального руководителя и аранжировщика суперпопулярных в СССР рок-групп «Динамик» (солист Владимир Кузьмин) и «Карнавал» (солист Александр Барыкин), а также нескольких ВИА. В начале 1990-х Чернавский работал в Германии, потом переехал в США, стал членом музыкальных авторских организаций GEMA, BMI, РАО.
Клип был записан в остромодном тогда стиле брейкданс. Это понравилось не всем. В прессе писали, что песня «бессодержательная, примитивная, мелодия не запоминается». Странно слышать такое! Ведь сразу видно, это пародия на рекламные ролики. Почему сироп? Так это же намек на тогдашнюю антиалкогольную кампанию. А по жанру зажигательный дискотечный шлягер. К нему следовало относиться весело, с юмором. Песня звучала на дискотеках и вошла в одноименный второй альбом, который вышел в 1988 г.
Выступления Натальи часто включались в такие телепередачи, как «Утренняя почта», «Голубой огонёк» и другие. Она принимала участие во многих европейских фестивалях джазовой и поп-музыки. Среди них, например, в 1984 г. – «Зелена Гура» в Польше, «Поп-86» — в Венгрии. Выступала в Югославии, Чехословакии, Швейцарии, на Кубе. В 1986 г. с песней «Танец на воздушных шарах» Наталья вышла в финал фестиваля «Песня года».
Во второй половине 1980-х гг. Наталья была солисткой ташкентского Ансамбля Современной Музыки (АСМ), впоследствии группа «Анор». Инициатором создания коллектива был Заслуженный артист УзССР певец Мансур Ташматов, планировалось, что солистами ансамбля будут он и Наталья, которая к тому времени также имела аналогичный статус.
Руководил группой известный бас-гитарист Григорий («Грига») Пушен, ныне живущий в США. Ансамбль работал от Узбекконцерта. Играл в стиле электронный джаз рок, гармонично соединяя в своих произведениях экспериментальное звучание с традициями азиатского мелоса на основе ярко выраженного импровизационного начала. В течение двух лет ансамбль побывал во многих республиках СССР, в Венгрии, Индии, ФРГ и Югославии. АСМ также принял участие в записи «Малинового сиропа».
С удовольствием Наталья пела джаз в Швейцарии, где выступала в 1985 г. вместе с ансамблем «Садо» в рамках двухнедельной культурной программы крупной международной выставки в швейцарском Базеле. Узбекистан устроил в советском павильоне «чайхону». Здесь подавали плов и другие узбекские вкусности, звучала музыка. Посетители и участники выставки диву давались, слыша джаз в исполнении заводной девчонки с пышной прической-одуванчиком из далекой, неведомой им страны в Азии.
В конце 1980-х – начале 1990-х гг. Наталья была солисткой ташкентского театра песни «Резонанс» под управлением Андрея Зыбкина. Выступали не только в концертных залах, но и просто под открытым небом по приглашению организаций.
В интернете, например, сохранилась запись выступления на празднике «Навруз» весной 1991 г. в Термезе. Без сцены, просто на площадке перед зданием управлением городского мясокомбината, в окружении его работников. Было холодно. Поверх концертного пиджака на нее накинули мужскую куртку. В какой-то момент к Наталье побежали дети, стали танцевать. И она пустилась в пляс с ними, а кто-то и подпевал в микрофон… Картина была очень трогательная.
Когда развалился СССР, Наталье было уже 42 года, и она уехала в Россию, благо там ее хорошо знали. Один из очевидцев, рассказал мне, что видел, как она улетала в Москву: «Поднималась по трапу в ИЛ- 62, в одной руке маленький телевизор, в другой рука дочери.
Первые пару лет в Москве было тяжело. Каждое выступление, — случались и бесплатные, -становилось экзаменом. Но она завоевала место под московским небом. Стала участвовать в концертах, телепередачах. В 1995 г. поступила на работу в «Москонцерт». Участвовала почти во всех московских новогодних огоньках. Два с половиной года преподавала в Государственной академии славянской культуры.
Начиная с 1998 г. в течение десяти лет Наталья Нурмухамедова несколько раз участвовала в крупнейшем европейском международном музыкальном ретро-фестивале «Золотой Шлягер», проходившем в Могилеве и еще примерно в 40 городах Белоруссии и России. В нем выступали многие советские и зарубежные звезды. В их числе Муслим Магомаев, Гелена Великанова, Аида Ведищева, Владимир Трошин, Юрий Антонов, Эдуард Хиль, ансамбли Гая» из Азербайджана и «Орэро» из Грузии, «Ялла» из Узбекистана, зарубежные участники Хелена Вондрачкова (Чехия), Радмила Караклаич (Югославия), Рикардо Фольи и Тото Кутуньо из Италии, группы Uriah Heep (Великобритания), «Червоны гитары» (Польша) и многие другие музыканты.
В 2008 г. Наталья включилась в аналогичный ретро-проект «Имена на все времена», который затеяли продюсеры и композиторы Иван Ильичев и Алексей Исааков. Тогда у нее вышли CD «Золотая коллекция ретро» MP3 (34 песни) и «Лучшие песни» (85 песен). А в этом году Наталья вместе с Игорем Наджиевым приняла участие в ретро-программе «Ждите весну!»
За годы творческой карьеры у Натальи Нурмухамедовой сложился богатый репертуар более чем из трехсот песен, но в студийных записях сохранились около трети. Очень оригинально звучит в репертуаре певицы попурри хорошо известных шлягеров: «Уч кудук», «Чайхана», «Шахризябс», «Наманганские яблоки», «Салом» и других. Великолепно исполняет Наталья Нурмухамедова «Наш блюз» вместе с Биг Бэндом имени Батыра Закирова.
Творческая жизнь Натальи Нурмухамедовой продолжается. Она выступает в концертах, участвует в мероприятиях, связанных с музыкой. В этом году, например, пела в концерте по случаю празднования Навруза в Московском Доме Национальностей, на День памяти Анны Герман, выступала в Севастополе, Краснодаре, была членом жюри фестиваля-конкурса «Лето Тавриды-23». В июле 2023 г. была приглашена на День памяти Владимира Высоцкого в июле 2023 г…. Ее можно видеть в жюри детских музыкальных конкурсов. У Натальи много друзей в эстрадном мире. Вот как отозвалась о ней, например, ее давняя подруга Анна Веске: «Наталья – это самый звонкий голос советской эстрады. Она очень добрая, позитивная, отзывчивая. Настоящая Звезда Востока».
Дискография Натальи Нурмухамедовой:
«Ты мне песню подари / Песня о рыцаре / Проходит время» (1982) EP Мелодия — C62-16717-18
«Сердце Джульетты / Моя песенка» EP Мелодия — С62-16083-84
«Музыка лета» (1981) LP Мелодия — C60 23353 002
«Малиновый сироп» (1988) LP Мелодия — С60-27169
«Золотая коллекция ретро» (2008) – СD Bomba Music — BoMB 033-522/523
«Наталья Нурмухамедова» «Лучшие песни» (2008) – CD Bomba Music
Наталья Нурмухамедова в сети:
Интервью проекту nuz.uz (aиф.ru)
Интервью программе «Рожденные в СССР»
Интервью ток-шоу «Мой герой»
Автор благодарит Наталью Нурмухамедову за помощь при подготовке материала
Александр ПОПОВ
Продолжение музыкальных историй следует