back to top
1.7 C
Узбекистан
Понедельник, 13 января, 2025

Растоптанная духовность

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,190ПодписчикиПодписаться

В недавнем прошлом было, говоря современным языком, в тренде заявлять, что “высокая духовность – непобедимая сила”. Было много публикаций в прессе, теле- радиопередач, много проводилось различных мероприятий, в которых цитировалась книга первого Президента нашей страны Ислама Каримова с одноименным названием  («Юксак маънавият – енгилмас куч»).

В настоящее время мы перестали констатировать это. Просто забыли. А почему? Неужто высокая духовность одержала победу и некогда крылатая фраза потеряла свою актуальность?

Вовсе нет! Скорее наоборот… К великому сожалению, духовность побеждена… Пошлость одержала победу над духовностью…

Великий русский поэт Евгений Евтушенко, побывав на кладбище, где похоронены много великих высоко почитаемых после своей смерти писателей и поэтов, с горечью вспоминает о том, как их травили при жизни, и пишет стихотворение “Кладбище китов”, в котором уподобляет этих великих деятелей огромным китам, называет их словом “Огромность”. Если заменить это слово, а также слово “величье” на  слово “Духовность”, то часть этого стихотворения будет точным описанием нашей современности и будет звучать так:

Огромность [Духовность] всем велит
охотиться за нею.
Тот дурень, кто велик [духовен].
Кто мельче [Кто пошл]  — тот умнее.
Плотва, как вермишель.
Среди ее безличья
дразнящая мишень —

беспомощность величья! [Духовности!]

Да, духовность слаба, беспомощна. Она добра, мягка, великодушна, интеллигентна. А бездуховность сильна — зла, агрессивна, нахальна, жестока.

Думаю, что переломным моментом, ознаменовавшим победу пошлости над духовностью, были дни почти пятилетней давности — августа 2018 года, когда сайт gazeta.uz опубликовал резонансную статью Никиты Макаренко Почему «маънавият» погубит Ташкент”, где он, критиковал проект документа, предусматривающий запрет на продажу алкоголя в ночное время и меры по упорядочению деятельности ночных клубов (https://www.gazeta.uz/ru/2018/08/23/manaviyat/).

Вот строки из данной статьи Н.Макаренко: “От маънавията воротят нос люди, которые делают город конкурентоспособным на мировом уровне. Над лицемерием маънавията надсмехается интеллигенция…”;  “Маънавият — это ложная концепция, заблуждение.”;  “Есть претензии к работе ночных клубов? Отрегулируйте сферу так, чтобы выиграли от этого все. Без духовности, пожалуйста.”

Через три дня сайт gazeta.uz опубликовал еще более резкую по содержанию статью с названием “Осторожно, «маънавият»!” Эльдара Асанова в поддержку Н.Макаренко и с обличением его критиков. (https://www.gazeta.uz/ru/2018/08/26/manaviyat/).

Обе вышеназванные статьи получили бесчисленные одобрительные, восторженные отзывы на сайте и в социальных сетях,  а критические оценки представителей общественности, творческой интеллигенции, депутатов, выступивших против позиции Н.Макаренко и его единомышленников (статьи на сайте УзА, телепередачи с участием депутатов, критические посты в социальных сетях) были не столь мощными и  не столь эффектными.

В нашей республике создана специальная организация -Республиканский центр духовности и просветительства. Активной работы данной организации по защите, пропаганде национальных и общечеловеческих духовных ценностей мы не видим. Обычно выступления представителей этой организации в прессе, на различных мероприятиях сводятся к скучным высокопарным словам, заявлениям общего характера с многократным повторением термина “маънавият”, не основанных на глубоком осознании данными представителями реальных обостряющихся проблем в духовном сознании нашей общественности.

В результате имеем то, что имеем. Слово “маънавият” стало почти ругательным для многих “передовых”, “цивилизованных”, “либеральных” личностей, приверженцев ложно понимаемой свободы человека. “Массовая культура”, бездуховность, пошлость укрепила свои позиции в нашем обществе – в общественном сознании, в информационной сфере, в сферах воспитания, образования, культуры и искусства.

Возьмем, к примеру такую сферу духовной жизни общества как музыкальное искусство. Что мы здесь видим? До чего мы дошли? До какой степени мы пали?

К великому сожалению, реальность такова, что бессодержательные, фальшивые с точки зрения истинного искусства “произведения” шоу-бизнесменов все больше и больше вытеснят из духовной жизни нашего общества настоящее музыкальное искусство.  Их бессмысленные, пошлые “творения” в форме музыкоподобного шума и имитации пения  с микрофоном под фонограмму, шоу-программы и киносериалы круглосуточно наваливаются на людей со всех источников – демонстрируются, рекламируются, пропагандируются через теле- радиоканалы, интернет, социальные сети, на массовых мероприятиях, свадьбах, на улицах, в кафе, ресторанах, во всех общественных местах и тем самым портят, снижают уровень музыкального вкуса, отравляют сознание и способствуют духовной деградации наших людей, особенно молодежи.

Недавно наше Министерство культуры и туризма предприняло робкую и неумелую попытку для исправления сложившейся ситуации, расместив на портале regulation.gov.uz для обсуждения проект постановления Кабинета Министров «О содержательном проведении рабочего времени и дней отдыха и мерах по дальнейшему повышению культурного уровня работников производственных предприятий» (https://regulation.gov.uz/oz/d/79388). На проект обрушился такой шквал критики, обвинений и ругательств, что он вместо обычных, как правило, 14-дней обсуждался всего 5 дней и переведен разряд проектов, по которым завершено обсуждение. На портале было внесено по данному проекту только 12, в основном критических, предложений. Основная критика развернулась на интернет-сайтах и социальных сетях.

Проект предусматривал рекомендацию (всего лишь рекомендацию!) ввести практику прослушивание национальных мелодий и песен, в том числе макомов, на предприятиях перед началом и в конце рабочего дня, подготовку и предоставление предприятиям музыкального альбома, из положительно влияющих на настроение работников музыкальных произведений. В нем также предусматривалась введение практики подготовки и проведения культурных мероприятий с демонстрацией уникальных элементов нематериального культурного наследия.

Возникает вопрос: что плохого в подобного рода рекомендациях и предложениях? Ведь совершенно очевидно, что музыкальный фон из настоящих произведений искусства перед началом и по окончании рабочего процесса, демонстрация настоящих произведений искусства на культурно-массовых мероприятиях могут только  положительно влиять на человека – повысить настроение, доставить истинное эстетическое удовольствие, способствовать формированию здорового музыкального вкуса, духовно обогатить.

Намерения Министерства культуры и туризма были благими. Это была попытка хоть как-то начать исправлять плачевное положение в деле предоставления населению услуг в сфере музыкального искусства. Однако, на наш взгляд, чиновники этого министерства – разработчики проекта не достаточно учли реальную ситуацию, не разобрались в ее причинах и потому проект получился  “сырой”. В нем не было учтено то обстоятельство, насколько за многие годы пассивной работы данного министерства и других органов и организаций, ответственных за культурное развитие общества, формирование здорового духовно-нравственного сознания населения, в условиях высоких технологий и глобализации было деградировано, деформированы музыкальное сознание, музыкальные вкусы и мировоззрение основной массы населения, прежде всего молодежи.

К сожалению, в нашей общественности – как у специалистов государственных органов, регулирующих культурно-просветительскую сферу, так и у части деятелей сферы искусства, представителей СМИ, ученых, специалистов-экспертов господствует основанный на «рыночном романтизме» ошибочный  взгляд на музыкальное искусство как на один видов бизнес деятельности, форму предпринимательства. Иначе как объяснить, что уже много лет по государственному рекламному телеканалу «Наво» на коммерческой основе круглосуточно передаются в эфир бессмысленные, противоречащие как национальным, так и общечеловеческим ценностям, не отвечающие требованиям искусства  “музыкальные произведения” шоу-бизнесменов? Почему  продукт шоу-бизнеса  — песня, в которой поётся «Поклонников вокруг тебя много. Поцелуй меня хоть раз при них” (“Атрофингда шаҳзодалар кўп. Кел, ўшалар олдида мен ғарибни битта ўп”) много лет остается музыкальным «хитом»? Почему мы равнодушны к тому, что шоу-бизнесмены и их команды позволяют себе брать свидетельствующие об их духовной нищете псевдонимы и названия типа “Жаноб Расул” («Господин Расул»), “Беном” (“Безымянный”), “Каниза” (звучит как “канизак”, что переводится с узбекского как “домработница”, “наложница”)?

  Президент нашей страны Шавкат Мирзиёев на встрече с представителями творческой интеллигенции страны 3 августа 2017 года подчеркнул, что в Узбекистане не будет допущено превращение в бизнес литературы и искусства, культуры, средств массовой информации, духовности и просветительства (http://president.uz/ru/lists/view/855). Это указание руководителя нашей страны имеет глубокий смысл, который пока, на мой взгляд, недостаточно осознан как самими деятелями искусства, так и государственными органами, ответственными за состояние культурно-просветительской, духовной сферы жизни общества, а также депутатским корпусом страны.

Как говорится, лучше поздно, чем никогда! Хочется надеяться, что наши государственные органы, ответственные за развитие культуры, образования, искусства, представители творческой интеллигенции, профессиональные деятели СМИ, осознающие в полной мере, что свобода слова предполагает ответственность за слово, депутаты-законодатели, наконец-то, исходя из вышеприведенных установок Президента нашей страны, возьмутся за активную, системную работу по защите и утверждению национальных и общечеловеческих духовных ценностей в нашем обществе, в частности, по упорядочению деятельности в музыкальной сфере с тем, чтобы народ получал настоящую духовную пищу – наслаждался истинными произведениями музыкального искусства, а не духовным ядом – “творениями” шоу-бизнесменов в форме музыкоподобного шума,  бессмысленных, пошлых, песен, теле-киносериалов и шоу-программ.

Конкретные предложения по решению вышеподнятой проблемы излагались в ряде предыдущих статей автора[1].

Фархад Курбанбаев, кандидат экономических наук.


[1] “Массовая информация – не бизнес» — https://podrobno.uz/cat/obchestvo/massovaya-informa/;

“Шоу-бизнес ва маънавият” — http://uzhurriyat.uz/2015/03/24/shou-biznes-va-ma-naviyat/; “Камчиликларга муросасиз бўлайлик” —https://uzhurriyat.uz/2016/11/16/kamchiliklarga-murosasiz-bo-laylik/;

«Реклама ва маънавият» —https://uzhurriyat.uz/2015/10/17/reklama-va-ma-naviyat/

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Не надо бояться густого тумана.
    Не надо бояться пустого кармана.
    Не надо бояться ни горных потоков,
    Ни топей болотных, ни грязных подонков !

    Не надо бояться тяжёлой задачи,
    А надо бояться дешёвой удачи.
    Не надо бояться быть честным, но битым,
    А надо бояться быть лживым и сытым !

    Умейте всем страхам в глаза рассмеяться,
    Лишь собственной трусости надо бояться !

    Е.А. Евтушенко

  2. На счёт шоу-биза, согласен. По поводу «манавията» — вопрос спорный, особенно про прослушивание макомов в начале и пр. на работе. Хотите возродить музыкальную культуру — включайте чаще репертуар Яллы, Ташматова, той же Азизы или Севары Назархан. И мелодии,и текст. Одно слово, слушать приятно.

  3. Слова от частого употребления ветшают, теряют силу и привлекательность, особенно если их, как вещи, стирают, отбеливают и перекрашивают в зависимости от сиюминутной конъюктуры. Это и происходит с понятием «духовность». В первую очередь по той причине, что истинный смысл, а значит и деятельность в соответствии с ним не определены ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИЕЙ, от каковой когда-то отказались, в результате чего все подчинилось рыночной идеологии наживы. И, конечно же, попытки подменить истинный смысл духовности культурными мероприятиями выглядят нелепо и даже где-то смешно. Хотя бы потому что культура есть производное от идеологии.
    Между тем, если и не совершенно точный. то достаточно адекватный «духовности» смысл имеет «сознательность». Сознание человека формирует его личную вертикальную шкалу жизненных ценностей, вершина которой определяет «идеологию личности», а при совпадении ее со шкалами других людей формируется фактическая, реально правящая обществом идеология.
    В новой Конституции усилены акценты на ценность человека как такового и социальную направленность деятельности государства. Но вместо соответствующего «развития темы», что в государственном секторе, что в СМИ и социальных сетях, мы видим или жалкий лепет или настойчивое стремление проталкивать идеи выгодные тому или иному ограниченному кругу, а то и другому государству или стороннему по сути идеологическому течению. И многое из этого, увы, срабатывает. Потому что рыночная «КОНКУРЕНТНАЯ идеология» РАЗОБЩАЕТ людей и препятствует сплочению общества.
    Наверное, более чем просто пора поставить ребром вопросы «Что такое подлинная духовность?» и «Что делать для ее развития?», придти к общему правильному определению и разработать программу духовного роста общества.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Таксистам и отечественным автоперевозчикам даётся карт-бланш

Президент Шавкат Мирзиёев 11 января ознакомился с презентацией по мерам дальнейшего развития транспортно-логистической системы. За последние семь лет парк отечественных...

Больше похожих статей