Земельные ресурсы являются важными драйверами экономики и ключевыми инструментами по сокращению уровня бедности. Положительные результаты могут быть достигнуты за счет более рационального и эффективного регулирования землепользования.
Какие аспекты из опыта развитых стран можно внедрить в практику землепользования?
Экспертами Института макроэкономических и региональных исследований (ИМРИ) изучен зарубежный опыт регулирования и приватизации земельных ресурсов.
В земельном законодательстве многих развитых странах четко различают понятия «землевладение» и «собственность на землю».
Например, в Германии приобретать землю может лишь тот, кто в течение 10 лет был арендатором.
Согласно земельному закону Испании не разрешается получать в аренду более 50 га орошаемых земель или 1 тыс. га экстенсивных пастбищ.
Почти во всех странах мира осуществляется в достаточной степени контроль над приватизацией земельных ресурсов. Например, в США и Ирландии только 3 процента от общей сельскохозяйственной земельной площади обменивается как собственность в течение года. Этот показатель составляет в Великобритании, Франции и Италии 2%, в Германии 1,5%.
В большинстве случаев земельные ресурсы предоставляются земле-пользователям на основе долгосрочного договора аренды. Например, 42% земель в США и Германии передано в долгосрочную аренду. Этот показатель в Новой Зеландии составляет 40%, в Великобритании и Канаде 39%, Бельгии 66%, Франции 56%, Нидерландах 32%, Португалии 25%, Японии 15%. Цены на аренду земли и платежи определяются путем арбитража или биржевого аукциона.
В середине XX века в США был принят закон, описывающий формы частной собственности на землю: безусловную и пожизненную, а также специальная форма частной собственности – семейная собственность (homesteads). Это привело к широкому распространению аренды земли в США и развитию рынка земельного капитала, а также финансовых учреждений. Земельные реформы в США вместе с развитием фермерства способствовали росту капитализации финансового рынка.
Новая земельная реформа в Индии привела к тому, что 85% сельскохозяйственных земель были переданы в аренду, а часть земли продана в собственность в виде субсидий и грантов бедным слоям населения. В результате этого увеличилось объём производство сельскохозяйственной продукции в 4-5 разa, повысилась покупательная способность беднейших слоев населения.
В результате земельной реформы в Китае 90 млн. гектаров земли переданы в аренду сельскому населению. В результате, 90 процентов бедных слоёв сельского населения обеспеченны новыми рабочими местами. Мелкие землевладельцы объединились в сельскохозяйственные производственные кооперативы, которые стали драйверами экономической деятельности. Благодаря разумным земельным реформам, Китай стал страной-экспортером зерна.
Анализы показывают, что в большинстве странах земельный рынок жестко контролируется. При этом государственные органы сохранили за собой полномочия по переводу земель из одной категории в другую, выдаче разрешений на продажу, контролю за их экологическим состоянием, в частности, предотвращением эрозии земель, деградации и опустынивания.
Из ходя из передового международного опыта можно сформулировать следующие выводы: при регулировании и приватизации земельных ресурсов предлагается четко закрепить в законодательстве понятия «землевладение» и «собственность на землю», а также права на пользование землей (в форме аренды) в зависимости от типов и категорий земель. При передаче в аренду земли в сельском хозяйстве целесообразно обращать внимание на фактор создания новых рабочих мест для местных жителей за счет землепользования инвестора.