Проведено исследование на предмет выявления новых перспективных рынков для экспорта продукции Узбекистана.
Экспертами Института макроэкономических и региональнқх исследований (ИМРИ) в ходе исследования, методом веб-скрейпинга (технология автоматического извлечения информации с веб-ресурсов) сайта go4worldbusiness.com было собрано в общей сложности более 26 000 единиц информации с января по март этого года.
Для выявления товаров отечественного производства со сравнительным преимуществом на мировых рынках был рассчитан индекс RCA (revealed comparative advantage — выявленное сравнительное преимущество). В результате этого, было отобрано 25 различных видов продукции, производимой в основном в частном секторе экономики. Далее, для найденных видов продукции был рассчитан индекс RCA в разрезе регионов страны. Таким образом, появилась возможность дать предприятиям-экспортерам каждого из регионов страны конкретные рекомендации по новым направлениям для экспорта своей продукции.
Новыми перспективными рынками для сбыта фруктов и овощей, сухофруктов, различных фруктовых соков и орехов являются такие страны, как Франция, Голландия, Польша, Испания, Австрия, Швеция, Италия, Бельгия, Бангладеш, Гонконг, Япония, Сингапур, Кувейт, ОАЭ, Турция, Таиланд, Катар, Южная Корея, Египет, Саудовская Аравия. На это стоит обратить внимание в первую очередь предприятиям-экспортерам Наманганской, Джизакской, Хорезмской, Самаркандской, Сырдарьинской и Ташкентской областей. Количественные расчеты подтвердили сравнительные преимущества этих регионов в экспорте данных видов продукции.
Аналогично, новыми направлениями для экспорта зерновых культур, муки и специй могут стать Франция, Германия, Китай, Гонконг, Индия, Саудовская Аравия и ОАЭ. Экспортерам этих видов продукции из Бухарской, Сурхандарьинской, Самаркандской, Ферганской, Самаркандской и Хорезмской областей рекомендуется рассмотреть эти направления для экспорта.
Новыми направлениями для экспорта мужской и женской одежды, синтетических волокон и других различных текстильных изделий могут стать страны Европы (Италия, Франция, Испания, Бельгия, Голландия, Дании, Греция, Германия), а также Турция, Великобритания и ОАЭ. Эти виды продукции могут быть доставлены предпринимателями Наманганской, Хорезмской, Бухарской, Навоийской, Андижанской и Самаркандской областей, а также Ташкента.
Новыми перспективными рынками для сбыта хлопчатобумажной пряжи, трикотажных или вязаных тканей, шелка, ковров, кожи и кожаных изделий являются такие страны, как Германия, Италия, Голландия, Франция, Бельгия, Испания, Израиль, Катар, Гонконг и Таиланд. Расчеты выявили преимущество в экспорте этих товаров экспортеров Самаркандской, Кашкадарьинской, Андижанской, Ферганской, Бухарской областей, Ташкента и Республики Каракалпакстан.
Следует отметить, что адаптация транспортной и экспортной инфраструктуры в регионах для выхода на эти потенциальные рынки, оказание консультационной и финансовой поддержки предприятиям-экспортерам приведет к увеличению объемов экспорта, повышению эффективности, ускорению инновационной деятельности и повышению уровня жизни населения.