Экспертами Института макроэкономических и региональных исследований (ИМРИ) был проведён соцопрос по изучению состояния развития внутреннего туризма в Узбекистане. 66,6% опрошенных оценили недостаточную доступность к санитарным услугам
С целью изучения состояния внутреннего туризма в Узбекистане в марте-апреле месяцах 2023 года проведен онлайн-опрос среди 1032 респондентов, в том числе по гендерному составу 46,7% — женщины, 53,3% — мужчины. В исследовании использован метод анкетирования включающий 20 вопросов.
По результатам онлайн-опросов выявлены следующие особенности внутреннего туризма в стране:
➖ по частоте путешествий более 1/2 части (58,5%) респондентов хоть раз в год совершает внутренние поездки (в том числе 33,5% — раз в год, 16,6% — раз в 3 месяца, 8,3% — раз в месяц). Вместе с тем 32,3% опрошенных изложили желание путешествовать и увидеть достопримечательности страны;
➖ сдерживающими факторами, отражающимися на развитии внутреннего туризма и повышении спроса на туристические услуги являются наличие денежных средств (24,7% респондентов) и недостаток свободного времени (27,0%). Причем, если у мужчин недостаток свободного времени обозначен в большей степени ввиду занятости в государственной службе; то у женщин – государственной службе и ухода за ребенком;
➖ по возрастному признаку внутренний туризм наиболее распространен среди экономически активного населения; активная категория путешествующих внутри страны относится к населению 26-35 лет (33,4% опрошенных), 36-55 лет (33,6%). Эта же возрастная группа отмечается лидирующей среди населения, желающего путешествовать (37,5% и 33,9%, соответственно);
➖ узбекистанцы предпочитают путешествовать преимущественно с семьей (51,5% опрошенных), с друзьями (26,0%), что обусловлено менталитетом населения и значимостью института семьи в обществе;
➖ наиболее привлекательными являются паломнический (53,7% опрошенных), горно-курортный (52,7%), культурно-образовательный (36,4%), оздоровительный туризм (35,8%) и солнечный пляж (35,4%). Вместе с тем среди молодежи населения (до 35 лет) возрастает также интерес к экстремальному, спортивному, фестивальному туризму, агротуризму.
Как же население оценивает инфраструктурную составляющую туристической отрасли?
1. В туристических поездках сохраняется предпочтение населения путешествовать внутри страны самостоятельно, не прибегая услугам туроператоров и турагентств. Так, 52,6% опрошенных, хоть раз в год совершившие внутренние поездки, обозначили, что в путешествии организуют свой досуг самостоятельно.
2. Информационное обеспечение становится важным инструментов развития внутреннего туризма. 67,7% респондентов, хоть раз в год совершившие внутренние поездки, в качестве информационных ресурсов при выборе места отдыха обозначили рекомендации знакомых, друзей и родственников, 50,0% — социальные сети, 31,0% — специальные сайты.
Оценка уровня удовлетворенности населения в туристических поездках по Узбекистану позволила сгруппировать факторы по степени важности решения проблемы:
— в I группу наиболее актуальных факторов вошли качество автомобильных дорог, цены на проживание в гостинице и транспортные перевозки, доступ к водоснабжению и санитарным услугам;
— во II группу со средним уровнем неудовлетворенности вошли такие факторы, как наличие туристических карт и информации, нахождение транспорта, гигиена и санитария в местах общественного питания, доступ к электроснабжению;
— III группа с относительно удовлетворительным мнением общественности включает информацию о достопримечательностях в интернете, гостиничный сервис, поиск гостиниц и нахождение мест общественного питания.