Выход на передний план уровня инклюзивности того или иного общества становиться одной из современных тенденций в мире. Наша страна поставила перед собой амбициозную задачу построить Новый Узбекистан, под которым понимается открытое и справедливое общество, заботящееся о каждом гражданине. Следовательно, нынешний Узбекистан нуждается в существенном повышении своей инклюзивности, а именно, включения в жизнь общества людей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих особенности физического развития, инвалидность или ментальные отличия.
Здесь главный фактор — это создание равного доступа к социальному процессу для всех групп людей, которые ранее, по сути, выпали из общественной жизни. На практике это означает изменение подхода к развитию городской среды, к примеру, создания комфортного передвижения на инвалидной коляске, расширения функционала рабочего пространства и бизнеса, и многих других сфер.
Изменения в системе образования можно проследить в том, что инклюзивность предусматривает активное включение детей с особенностями в учебный процесс, предполагает пересмотр системы образования в сторону создания комфортной обучающей среды для всех. При этом, для ребенка и его родителей остается возможность получения специального или коррекционного образования, который основан на медицинской модели инвалидности, выстраивая помощь обучающемся в зависимости от его особенностей. К сожалению, специальное образование, которое концентрируется исключительно на диагнозе ребенка, часто приводит к стереотипам и предрассудкам, поэтому нужны альтернативные каналы соприкосновения особого учащегося с миром.
Нынешний 2023-год проходит в Узбекистане под эгидой комплексной поддержки и заботы о человеке. В числе приоритетных направлений находиться укрепление гарантий прав лиц с инвалидностью, инклюзивное развитие, внедрение эффективных механизмов обеспечения равных прав и возможностей для всех, а также беспрепятственное участие лиц с инвалидностью во всех сферах жизни и деятельности общества.
Так, 27 февраля принято постановление Президента «О дополнительных мерах по совершенствованию системы поддержки лиц с инвалидностью», который включает широкие меры по обеспечению нуждающихся лиц с инвалидностью современными протезноортопедическими изделиями и модернизации оборудования учреждений по их реабилитации.
В этом отношении выделим конституционное закрепление статьи 57 в проекте новой редакции Конституции. Принимая участие 30 апреля в референдуме, на мой взгляд, важно помнить, что в Основном законе предполагается следующее – государство создает условия для полноценного доступа лиц с инвалидностью к объектам и услугам социальной, экономической и культурной сфер, содействует их трудоустройству, получению образования, обеспечивает возможность беспрепятственного получения необходимой им информации.
Что это будет означать на практике?
Рассмотрим на примере наших школ. Они будут постепенно адаптированы под нужды особенных учеников. Речь здесь идет не только о пандусах, но и о материально-технической базе, к примеру, для слабовидящих и слабослышащих детей.
Важную роль будет играть и деятельность по переквалификации персонала. К детям с инвалидностью будут применяться индивидуальный педагогический подход, а также обращаться внимание на интеграцию ребенка в коллектив. Так, среди родителей распространено беспокойство насчет того, как обычный класс примет особенного ребенка. Детям и их родителям важно объяснять, как общаться с такого рода учениками, что также будет усилено в школах. Очевидно, что это даст интересное общение и важный социальный опыт для всех участников, в первую очередь, подросткам, делая их добрее и менее агрессивны. Необходимость этого для наших детей мы видим в большом количестве различных коротких видео с насилием из социальных сетей.
При этом, инклюзия несет за собой не только социальные, но и экономические плюсы для бизнеса и государства. Важно то, что лица с инвалидностью, с одной стороны, активнее вовлекаются в экономические отношения, а значит уровень доходов его растет. С другой, в обществе снижается общая тревожность. Если мы понимаем, что рядом есть человек с ограничениями здоровья или приобретенной инвалидностью, но он имеет возможность вести свою профессиональную деятельность, для населения это сигнал защищенности.
Интересно, что люди с инвалидностью привносят в бизнес очень интересную экспертизу для развития клиентского сервиса. Он позволяет учитывать разные аспекты доступности услуг для всех категорий клиентов, в том числе и для людей с разными ограничениями здоровья. Согласно отчету «Accenture Getting to Equal 2020: Disability Inclusion» в компаниях, которые возглавляются руководителями, сосредоточенными на работе с людьми с инвалидностью, в сравнении с их коллегами, продажи выше в 2,9 раз, а прибыль – в 4,1 раз.
В целом, принятие Конституции в новой редакции, в частности статьи 57, приведет к формированию инклюзивной культуры в обществе. Например, получит развитие инклюзивный туризм, то есть, возможность пользоваться туристическими услугами всем путешественникам без исключения. Это будет достигаться за счет формирования универсального дизайна, который учитывает особые потребности путешественников, но при этом подходит всем категориям людей. Музеи, выставочные залы и другие культурно значимые места также должны стать инклюзивными, сделав доступ к экспозициям возможными для всех людей с особенностями здоровья.
В завершение отметим, что 30 апреля появиться возможность закрепить в Конституции инклюзивного подхода к инвалидности, а именно, рассмотрения ее как социальную проблему. То есть, понятие «инвалид» должна возникать в тот момент, когда человек с ограниченными возможностями здоровья сталкивается с невозможностью совершать какие-то действия из-за ограничений окружающей среды. А не с момента приобретения какого-либо заболевания. Поэтому пришло такое время, когда инклюзия становится понятием, которое охватывает не только инфраструктуру (образование, рабочие места и т.д.), а формируются соответствующие общественные пространства.
Азамат Сеитов, Заведующий лабораторией ИПМИ УМЭД,
д.соц.н., доцент.