back to top
3.8 C
Узбекистан
Суббота, 23 ноября, 2024

Надежда КРИКУН. Мои встречи с Фаиной Раневской

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

От публикатора

В предисловии к публикации «Воспоминаний эвакуированной» – записок Н.С. Крикун о Ташкенте в годы войны – я рассказала, как нашла удивительный текст – воспоминания бывшей москвички, в 1941-м году эвакуированной в Ташкент и оставшейся здесь навсегда. Призналась, что знаю об этой замечательной женщине очень мало: тогда, тридцать с лишним лет назад, когда Надежда Саввишна Крикун пришла в редакцию журнала, где я тогда работала, чтобы предложить свои очерки, – не удосужилась расспросить, разговорить, получше узнать и понять человека, которого уже в то время можно было считать живой легендой, частью истории нашего города. Увы, невежество молодости… Да и имена – великие имена великих людей, о которых она упоминала как о своих друзьях и близких, – далеко не все мне были тогда знакомы.

Очерк Н. Крикун мы тогда в «Молодой смене» напечатали, хоть и – страшно жаль – в сокращении; потом было еще несколько публикаций: документальная проза, переводы с чешского…

И… больше ничего о Надежде Крикун я не слышала много лет. Пока не наткнулась в своем архиве на те самые старые журналы, с теми самыми публикациями. И поняла, что нужно, обязательно нужно познакомить своих современников со свидетельствами, оставленными нам этой невероятной женщиной: очень личными и при этом – без сомнения – историческими.

«Воспоминания эвакуированной» были опубликованы на NUZ.UZ. И… сразу после выхода этой статьи стали откликаться люди, которым посчастливилось знать Надежду Саввишну, делиться крупицами информации о ней. Сведения эти, конечно, далеко, далеко не полные. Но все-таки, благодаря бывшему ташкентцу, журналисту Владимиру Черноморскому, историку и краеведу Борису Анатольевичу Голендеру, режиссеру ГАБТ имени Навои, заслуженному деятелю искусств Узбекистана Андрею Евсеевичу Слониму, театроведу Ирине Хилковой – теперь знаю об Н.С. Крикун немного больше.

«Надежда Крикун, тогда студентка, эвакуировалась в Ташкент. Она была в то время женой знаменитого литературоведа Абрама Эфроса, друга Анны Андреевны Ахматовой. Эфрос, конечно, привел свою молодую жену к Анне Андреевне… Вот живая ниточка, которая протянулась из тех лет ко мне», – пишет в одной из своих статей Б.А. Голендер.  

Тыловой Ташкент встретил девушку холодной бытовой неустроенностью и… искренним человеческим теплом. Вчерашняя студентка московского Института философии, литературы и истории начала работать в эвакогоспитале, который тогда располагался в здании знаменитой школы № 50.

«Эта работа была очень важна, – продолжает рассказ Борис Анатольевич. – А однажды со второго этажа молодая тогда Надежда Саввишна вдруг увидела на ташкентском тротуаре двух удивительных (она знала их) женщин. Одну все узнавали – это была Раневская, великолепная комедийная актриса, которая была очень популярна тогда. А рядом с ней она с удивлением узнала Анну Андреевну Ахматову. Многие даже не знали, что такая поэтесса вообще существует, потому что никаких известий о ее творчестве не попадало в печать. А ведь в дореволюционное время это была, можно сказать, властительница дум. И вдруг она куда-то пропала. С 1923-го года не выходила ни одна ее книжка. И вот теперь в Ташкенте Надежда Крикун видит Анну Андреевну. Для нее это было буквально потрясение, как она рассказывала…»

Позже тогдашний муж Н. Крикун, известный литературовед, искусствовед, театровед, переводчик Абрам Маркович Эфрос, также находившийся в эвакуации, привел молодую жену к Анне Андреевне, представил ее поэту…

…Надежда Саввишна не покинула Ташкент и после войны. Вернее, из ее воспоминаний узнаем, что несколько послевоенных лет она прожила в Москве, в Старо-Пименовском переулке, по соседству с Фаиной Георгиевной Раневской. Но известно, что в 1950-х она, искусствовед по образованию, уже преподавала в Ташкентском театрально-художественном институте, тогда – имени А.Н. Островского; позже много лет проработала редактором на Узбекском телевидении, застав его, судя по всему, совсем «молодым». Дала путевку в жизнь многим известным впоследствии телевизионным деятелям: о ее уроках профессионализма, человеческого такта, по большому счету – культуры с благодарностью вспоминают сегодня телережиссер Махфуза Хамидова, другие люди, участвовавшие в 1960-е годы в становлении телевидения в нашей стране. Но, может быть, дело даже не в том, сколько лет проработала, скольких молодых коллег поддержала, наставила в профессиональном мастерстве. А… в самом существовании в нашем городе таких людей, как Надежда Крикун, – примером собственной жизни, отношением к окружающим, своими нравственными принципами поднимавших общий культурный и духовный уровень соотечественников.

А еще Надежда Саввишна оставила замечательные мемуары о выдающихся людях, с которыми ей довелось общаться, а со многими – и дружить. Благодаря известному театральному деятелю Ирине Юрьевне Хилковой и ее коллегам по творческому центру «Орфей» в свое время увидели свет воспоминания Н.С. Крикун о ее встречах с Ахматовой, вошедшие в юбилейный, 1989 года, сборник посвящений поэту.

Ну а сегодня я хочу представить читателям NUZ.UZ уникальный текст – рассказ Надежды Крикун о ее знакомстве и дружбе с Фаиной Георгиевной Раневской. И какой рассказ! Интереснейшие, совершенно незнакомые доселе истории. Хотя о великой актрисе мы, кажется, знали многое…

Лейла Шахназарова

…Впервые я увидела Фаину Георгиевну Ранев­скую летом 1942 года идущей рядом с Анной Анд­реевной Ахматовой по Хорезмской улице Ташкен­та. Шли они неторопливо, о чем-то тихо беседуя. Фаина Георгиевна поминутно пытливо вглядыва­лась в замкнутое, почти застывшее лицо Ахмато­вой.

А я стояла на противоположной стороне улицы у приемного покоя эвакогоспиталя 3665 (ныне школа № 50), где выполняла тогда работу, весьма далекую от избранного мною искусствоведения: стира­ла бинты, дежурила около послеоперационных больных, снимала гипс с прибывающих из медсан­батов раненых наших бойцов. Стояла и не могла оторвать глаз от двух высоких женщин, которых – это видно было по их походкам, по интонации раз­говора – связывала та особенная дружба, которая говорит о снисходительной привязанности одного и восхищенной преданности другого.

В 50-й школе г. Ташкента размещался госпиталь.
(Фото Б. Рязанцева)

Когда потом, уже в послевоенные годы, мне изредка доводилось видеть Раневскую и Ахматову вместе, я убеждалась в том, что мое первое впе­чатление от характера взаимоотношений двух этих замечательных женщин было верным.

…Итак, они шли по Хорезмской улице Ташкента, и я следила за ними до той поры, пока они не скрылись за воротами с цифрой 7, ведущими в один из дворов по Хорезмской. Я знала этот боль­шой двор с целой группой небольших строений. Нередко бывала там в семье Александра Прокофь­ева, с детьми которого, сыном и дочерью, была в доброй дружбе.

Здесь же какое-то время жила и Анна Андреев­на Ахматова… Мне довелось побывать у нее в гос­тях с известным искусствоведом Абрамом Марко­вичем Эфросом. Жила она в маленькой комнате на антресолях. В эту похожую на келью ахматовскую обитель вела довольно высокая и крутая лестница. Обстановка узкой, с одним окном, комнаты даже в эту трудную военную пору поражала аскетизмом и бедностью. Железная кровать с каким-то серым солдатским одеялом. На стене над изголовьем рас­пятие… В углу у окна небольшой стол и ветхое кресло. На столе – книги, рукописи.

Должна признаться, что Анна Андреевна не проявила бурного интереса ко мне, как это случи­лось и потом, через ряд лет, во время дру­гих наших встреч. (Думаю, что менее всего это было вы­сокомерие – большого поэта абсолютно несостоя­тельно мерить общежитейскими мерками). Между тем я глядела на нее в немотно-почтительном сос­тоянии, пораженная чудом живого прошлого, в котором были мансарды отверженных художников, Париж, Модильяни, Николай Гумилев и Блок, Алек­сандр Блок, стихи которого в военную пору зазву­чали так современно: «Мы, дети страшных лет Рос­сии, забыть не в силах ничего…» или «Девушка пе­ла в церковном хоре…».

Впрочем, разве могла подумать Анна Андреев­на, что мы, молодые, повторяли эти стихи вместе со стихами Константина Симонова, Семена Гудзен­ко…

Ну да ладно… Все равно сознание собственной безмерной малости никогда не покидало меня в присутствии Ахматовой.

На первом фото – портрет Ф.Г. Раневской работы Н.А. Пешковой (1945)

Публикацию подготовила Лейла Шахназарова.

Продолжение следует.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

«Туризм на Шелковом пути» – новые возможности для развития отрасли. Видео

21 ноября начала работу 29-я Ташкентская международная туристическая ярмарка-2024 «Туризм на Шелковом пути» Это яркое мероприятие проводится в нашей столице...

Больше похожих статей