back to top
3.8 C
Узбекистан
Суббота, 23 ноября, 2024

Галина Амбарцумова: Человек с большой буквы

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

Очень трудно писать о человеке в прошедшем времени, которого знала полвека. Никак не могу смириться с уходом своей коллеги, замечательного музыковеда Галины Сергеевны Амбарцумовой. Зная о ее проблеме с сердцем, мне, тем не менее, казалось, что запас ее жизненных сил неисчерпаем. Поэтому получив глубокой ночью трагическое сообщение от своей подруги Жанночки Агабабян: «Галина Сергеевна ушла навсегда…», я, войдя в ступор, никак не могла осознать происшедшее. Редкостно добрая, лучезарная, красивая, невероятно обаятельная, мудрая, понимающая, отзывчивая, бескорыстная она была для меня эталоном глубокой порядочности. Галина Сергеевна обладала таким редким для творческой среды даром, как удивительная доброжелательность, которая была, на мой взгляд, одним из ее главных качеств. Я вообще не помню, чтобы она отзывалась о ком-либо плохо. Она всегда находила в том или ином человеке что-то хорошее.

Теперь ее нет, а ощущение такое, что она могла бы еще многое сделать и в профессии, и в жизни. Галина Сергеевна скончалась в Америке, где последние годы жила у дочери. Ушла она во сне 20 марта от остановки сердца, как когда-то и ее родители. Кто-то сравнил такой уход со смертью праведника. И с этим нельзя не согласиться. Она никогда не жаловалась на людей, не просила помощи, хотя сама всегда помогала тем, кто в этом нуждался. Несмотря на то, что ее все любили, думаю, многие до конца не поняли, что именно люди такого плана, как Галина Сергеевна, являются теми самыми праведниками, на которых держится наша земля. Ее хорошо помнят не только коллеги, но и те, кто учился у нее в разные десятилетия в Ташкентской консерватории (ныне Государственная консерватория Узбекистана).

Для меня она была и профессиональным, и моральным авторитетом. Я познакомилась с ней в далеком 1971 году, когда поступала в консерваторию. Моя мама, врач-инфекционист с многолетним опытом работы, увидев на доске приказов список членов приемной комиссии, обратила внимание на фамилию Галины Сергеевны: «Амбарцумова…, – произнесла она вслух, – наверное, это дочь Сергея Михайловича Амбарцумова, с которым я работала в ТашМИ!». Как выяснилось позже, мама не ошиблась.

Галина Сергеевна родилась 20 сентября 1942 года в Ташкенте в семье врачей. Ее папа – Сергей Михайлович Амбарцумов – был человеком большой души. Врач-инфекционист, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой инфекционных болезней САМПИ, он пользовался большим авторитетом среди коллег, а его красавица жена – Эмма Николаевна Айдинова – работала вначале врачом-терапевтом в ТашМИ, а затем, создав там Центральную клиническую лабораторию, стала ее заведующей. Обе их дочери – старшая Галина и младшая Ирина – музыкальное образование получили вначале в известной специализированной музыкальной школе имени В.А.Успенского, а затем в Ташкентской консерватории, успешно закончив историко-теоретический факультет: старшая Амбарцумова класс профессора С.М.Векслера, младшая – доцента В.З.Плунгян. Их семья была крепкой, интеллигентной, порядочной и очень гостеприимной. В хлебосольном доме Амбарцумова-Айдиновой всегда было много народу: родственники, друзья, коллеги, а когда подросли дочери – прибавились еще и их друзья.

Заведующий кафедрой истории музыки, профессор Т.Б.Гафурбеков с коллегами, 1980-е годы (Г.С.Амбарцумова во втором ряду вторая слева)

Об этом же тепло вспоминал на днях заслуженный деятель искусств Узбекистана, доктор искусствоведения, профессор Тохтасин Батырович Гафурбеков, глубоко уважавший Галину Сергеевну и ее близких: «Мы вместе поступали в 1961 году в консерваторию. Только Галя была выпускницей школы Успенского, а я – музыкального училища имени Хамзы. Всего абитуриентов музыковедческого отделения в тот год было двадцать восемь. И сдать нам нужно было только один экзамен – коллоквиум. Помню его, как сейчас. Приемная комиссия состояла из известных профессоров консерватории: Яна Борисовича Пеккера, Ильяса Акбаровича Акбарова, Файзуллы Музафаровича Кароматова, Самуила Марковича Векслера и многих других. Экзаменационных билетов не было. Мы заходили по одному, садились перед приемной комиссией и отвечали на вопросы, которые «сыпались» на нас, как из рога изобилия. Это был первый этап коллоквиума. А второй представлял собой «Музыкальную викторину» – любой из членов комиссии садился за рояль и играл каждому абитуриенту музыкальные фрагменты из произведений композиторов западноевропейской классики и композиторов Узбекистана, ну а мы должны были назвать автора и его сочинение. Оценивали нас очень строго. В итоге только двое из двадцати восьми получили в тот день отличные отметки – это Галина и я. Счастью нашему не было предела.

Галина Сергеевна была и остается для меня очень дорогим человеком. Работая впоследствии на кафедре истории музыки, мы многие годы дружили семьями. Гала часто приезжала со своим замечательным мужем Геной Рукавишниковым к нам на плов. Сегодня с ностальгией вспоминаю эти встречи. У меня не идет ни из ума, ни из сердца, что ее уже нет. Вроде бы недавно говорили по телефону, договаривались о встрече. Она была очень порядочным и честным человеком. И это было ее сутью».

Тем, кто знал Галину Сергеевну, не нужно объяснять, что это был за человек. Тем, кто слышит это имя впервые (я имею в виду нынешнее студенчество) – остались ее статьи, методические разработки, рукописи очерков о Н. Миронове, В.Беляеве, Ф.Кароматове, Б.Закирове, хранящиеся в библиотеке консерватории. Мне думается, главным ее делом было «человековедение», как в шутку говорил о себе известный петербургский музыковед М.С.Друскин. Поэтому невероятно «живыми» и предстают на страницах ее трудов портреты известных деятелей музыкальной культуры Узбекистана.

Г.С.Амбарцумова со студентками(2000-е гг.)

Педагог, музыковед, просветитель она в течение 45 лет читала курс западноевропейской музыки на исполнительских факультетах. Студенты ее обожали и нередко обращались с теми или иными проблемами. Среди ее выпускников по специальности помню М.Идрисову, Л.Корягину, Т.Булгакову, Н.Горбунову, М.Гамзюкову, которых она никогда не подавляла и вела по жизни.

В качестве лектора-музыковеда Галина Сергеевна принимала активное участие в шефских концертах в школах и на различных предприятиях Ташкента. Профессионалы знают, как не просто выступать на сцене. Музыковед-лектор должен многое уметь, а главное – любить и уважать слушателя. Помню, как Галина Сергеевна увлеченно работала на концертах с детьми, проявляя столько выдумки и фантазии, что я диву давалась. Ей было интересно все, что помогало в работе и в творчестве. Слушатели ее любили…

Трудно объяснить словами тяжесть утраты, как и трудно в это поверить. Очень горестно терять таких людей, как Галина Сергеевна Амбарцумова, которая была Человеком с большой буквы. Несмотря на то, что последние годы наше общение было крайне редкое, оно, тем не менее, насыщало мою жизнь.

Галина Сергеевна, дорогая и любимая, Вы останетесь со мной навсегда…

Инесса Гульзарова, музыковед.

Фото из архива семьи Амбарцумовых и Т.Б. Гафурбекова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

«Туризм на Шелковом пути» – новые возможности для развития отрасли. Видео

21 ноября начала работу 29-я Ташкентская международная туристическая ярмарка-2024 «Туризм на Шелковом пути» Это яркое мероприятие проводится в нашей столице...

Больше похожих статей