Особые экономические зоны (ОЭЗ) в Китае направлены для создания “точек экономического роста” путем привлечения иностранных инвестиций и технологий на основе механизма стимулирования.
22% ВВП страны создается в китайских ОЭЗ. Также на их долю приходится 45% общего объема прямых иностранных инвестиций, поступающих в страну и 60% экспорта.
В Китае ОЭЗ начали размещать в прибрежных районах Тихого океана, а затем в бассейнах рек Янцзы и Хуанхэ. Такая форма размещения вошла в историю мировой экономики под названием “Т – образная стратегия”. Полная реализация данной стратегии в перспективе принесет Китаю повышение ВВП на душу населения до 30 тыс. долл. США к 2035 году. В чем секрет стремительного развития китайских ОЭЗ?
С 1984 года первоначально в 15 приморских и 4 крупных городах, а с 2020 года в средних городах страны создано 15 зон свободной торговли, 32 зоны макроэкономического и технологического развития, 53 зоны развития высокотехнологичной промышленности. В результате эти ОЭЗ стали играть роль “акселератора” экономического развития.
По результатам исследования экспертов Института прогнозирования и макроэкономических исследований (ИПМИ), установлено, что ускоренному развитию ОЭЗ в Китае способствуют следующие основные факторы:
1. дирекциям ОЭЗ было разрешено принятие решений по развитию своей инфраструктуры без согласования с центральным правительством;
2. предприятия в ОЭЗ самостоятельно принимают большую часть своих инвестиционных, инновационных, производственных и маркетинговых решений;
3. предоставление специальных налоговых льгот для иностранных инвестиций в ОЭЗ, продукция которых в основном ориентирована на экспорт;
4. экономическая деятельность в ОЭЗ в основном регулируется рыночными принципами и им предоставляется большая независимость в международной торговле.
5. в 2019-20 годах в Китае открылись 24 новые зоны трансграничной электронной коммерции (New Cross-Border e-commerce Zones);
6. OЭЗ в Китае в основном ориентированы на производство высокотехнологичной промышленной продукции.
Учитывая опыт Китая, при развитии ОЭЗ в Узбекистане целесообразно предоставление местным органам полномочий для принятия независимых решений, касающихся свободы торговли, инвестиций, инноваций и инфраструктуры, а также уделение внимания таким факторам, как: налоговые и таможенные льготы и аспекты рационального системного размещения ОЭЗ.