Институт прогнозирования и макроэкономических исследований опубликовал результаты исследования о влиянии снижения налога на добавленную стоимость (НДС) на цены потребительских товаров в нашей стране.
В качестве объекта исследования были выбраны супермаркеты, так как они платят НДС и их деятельность является официальной.
Методом data-scraping ИПМИ собрал статистическую информацию за 4 месяца по 3754 товарам в 97 группах. В качестве контрольной группы, с которой производилось сравнение, был выбран аналогичный период предыдущего года. Сбор информации велся с ноября по декабрь 2022 года и с января по февраль текущего года.
Эксперты пришли к выводу, что ожидаемый эффект от снижения НДС с 15 до 12 процентов не проявился — цены на потребительские товары снижены не были, напротив, наблюдался даже некоторый прирост по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года — прирост составил 0,3 процента.
Цены, которые по расчетам должны были стать ниже на 2,6 процента, выросли на 0,3 процента.
Не произошло никаких изменений в ценах на 1115 товаров в 46 группах (детское питание, мороженое, макароны, средства по уходу за телом и т.п.).
На 1 процент выросли цены на 1306 товаров в 20 группах (шоколад, сладости, средства гигиены и т.п.).
На 1-5 процентов увеличились цены на 585 товаров в 12 группах (стиральные порошки, фрукты, мясные продукты, молоко и т.п.).
Снижение цен до -1,6 процента наблюдалось только в отношении 567 товаров 7 групп (канцтовары, соусы, кофе и т.п.).
Снижение НДС с 15 до 12 процентов было реализовано после того, как эксперты ИПМИ составили прогноз, используя модельный инструментарий «Затраты – выпуск». Согласно этому прогнозу, предполагалось, что снижение ставки НДС на 3 процентных пункта в 78 секторах экономики позволит сократить затраты, после чего цены в реальном секторе экономике понизятся на 0,8 процентных пункта.
Практика показала, что предприниматели не стали снижать цены в ответ на облечение налогового бремени.
Эксперты выяснили причины того, почему снижение НДС не сказалось на ценах:
- на рынке товаров народного потребления все еще велика доля теневой экономики, а снижение НДС сказывается только на официально действующих компаниях и дает относительно небольшую прибыль;
- на рынках недостаточно сформированы конкурентные условия;
- на цены влияют различные факторы, в том числе — курс доллара, ставка рефинансирования, денежная масса и др.
Математики,блин…Снижение на три процента,а рост инфляции на сколько???Господи,нами управляют конченные бараны…