Эксперты Института прогнозирования и макроэкономических исследований (ИПМИ) проанализировали эффективность производства молока в Узбекистане.
В Узбекистане в последние годы активно развивается молочное скотоводство и производство молока. Только за период 2016-2022 годов количество производимого молока увеличилось почти на 20%.
Но если посмотреть, чем же обеспечивается данный рост производства, то мы сможем увидеть, что за данный период поголовье коров в республике возросло на 17,7%, а рост эффективности производства составил менее 1,0%.
В приводимой экспертами статистике говорится, что в 2021 году средний надой молока с 1 коровы в год составил всего 2310,4 кг в год. Тогда как в Российской Федерации этот показатель составляет 5016,7 кг молока с 1 коровы в год (в 2,2 раза больше), в Республике Беларусь – 5366,7 кг (в 2,3 раза больше), в Австрии – 7275,3 кг (в 3,1 раза больше), в Нидерландах – 9148,8 кг (почти в 4 раза больше), в Израиле – 12736,2 кг (в 5,5 раз больше).
В Узбекистане на каждую тысячу человек приходится 140 гол. коров, в то время как в США только — 40, Великобритании — 44, в странах ЕС — 45-48.
Все это приводит к нагрузке на пастбища, многие из которых находятся в неблагополучном состоянии. Около 2,5 млн. га пастбищ деградировали. По оценкам местных ученых, в настоящее время 16,4 млн. га (78 %) пастбищных угодий страны находятся в кризисе, количество видов растений на пастбищах и сенокосах сократилось более чем на 20%, а урожайность снизилась в 2 раза. Эксперты также отмечают, что «поголовье крупного и мелкого рогатого скота у нас приблизительно в 5 раз больше, чем может выдержать узбекская земля».
Таким образом, вопрос роста эффективности производства молока в настоящее время стоит крайне остро.
Для повышения производительности коров требуется:
1. Обеспечение животных сбалансированным питанием. В настоящее время доля посевов под кормовыми культурами составляет всего 8,4% в общей посевной площади, тогда как в начале 90х годов этот показатель был около 20%. Комбинированных кормов не хватает, и они имеют достаточно высокую стоимость. Основные причины такого положения дел – в нехватке сырья для их производства (из-за недостаточного производства кормовых культур).
2. Достижение эффекта масштаба в животноводстве. Выращиваемый населением крупный рогатый скот преимущественно не является высокопродуктивным породным скотом, а относятся к местными простым породам. Если от коров местной породы можно получить надой в среднем от 4 до 5 литров в сутки, то от высокопродуктивных пород коров в среднем от 15 до 20 литров. Подавляющая часть молока (93,4%) создается в небольших семейных (дехканских) хозяйствах. Соответственно размеры стада крупного КРС в таких хозяйствах очень невелики – в среднем 2-3 головы. Между тем от размеров стада непосредственно зависит эффективность животноводческих хозяйств: по мере укрупнения стада растут удои молока.
3. Активизация внедрения современных технологий и достижений науки. Уровень обеспечения отрасли животноводства высококвалифицированными кадрами остается низким, в том числе для проведения искусственного осеменения животных. Хотя применение искусственного осеменения увеличивает надои молока более чем на 30%.
Решение этих задач позволит повысить производство молока в республике за счет роста эффективности производства и сократит нагрузку на пастбищные угодия.
Комментарий редакции:
В части большой нагрузки на пастбища с экспертами можно согласиться. Действительно, наблюдается деградация почвы, связанная с неэффективным и без научного подхода выпасом скота.
Что касается выбора пород крупного рогатого скота (КРС), то здесь вопрос спорный. Крупные производители молочной продукции имеют свои коровьи фермы и пастбища. И, как правило, закупают голландские, немецкие породы КРС. Да, они высокопродуктивные, дают высокий надой, но только лишь в течение 3-4 лет, после чего их продуктивность резко снижается и коров отправляют на убой. Привозить же скот из-за рубежа — накладно и ненадежно.
Следовательно, необходимо более тщательно отбирать закупаемые за рубежом породы животных, легко адаптируемых к местным условиям и проводить животноводческую селекцию.
Высокие надои во многом зависят от качества кормов. В жарких условиях Узбекистана мало пастбищ с сочными кормами и фермеры полагаются на комбикорма. Однако и здесь не все гладко. В советское время на комбикорма существовал жесткий ГОСТ, предусматривающий наличие в них 28-30 компонентов питательных веществ и витаминов. Комбикорма, выпускающиеся в данное время, содержат в лучшем случае 8-10 компонентов.
При этом надо учитывать, что объемы надоев на 50% зависят от качества кормов и условий содержания животных, и на 50% — от генетики стада. Фермер может закупить много породистых животных и сэкономить на изготовлении качественных кормов, но если корова получает несбалансированный рацион, то какой бы породистой она ни была, надои у нее будут небольшие. И напротив — если хорошо кормить непородистую корову, она будет толстеть, и давать также мало молока.
И, наконец, эксперты справедливо отмечают низкую обеспеченность отрасли высококвалифицированными кадрами и слабым внедрением современных технологий в животноводстве.