15 декабря состоялось очередное заседание Комитета Сената по вопросам информационной политики и обеспечения открытости в государственных органах.
В нем приняли участие сенаторы, эксперты Комитета, ответственные работники соответствующих государственных органов и организаций, а также представители общественности и СМИ.
На мероприятии обсуждалось состояние исполнения Закона “Об авторском праве и смежных правах”, пробелы, имеющиеся в законодательстве, и проблемы, с которыми сталкиваются на практике.
Отмечалось, что данный нормативно-правовой документ был усовершенствован, принято Постановление Президента Республики Узбекистан “О дополнительных мерах по дальнейшему развитию сферы интеллектуальной собственности” от 26 апреля 2022 года за № ПП-221, направленное на усиление защиты интеллектуальной собственности.
За 2019-2022 годы Министерство юстиции рассмотрело 136 дел в хозяйственных, 65 — в административных, 21 — в гражданских судах, 2 — в судах по уголовным делам о нарушении авторских и смежных прав, по которым были приняты соответствующие решения. В соответствии с судебными решениями с 216 лиц взысканы административные штрафы в размере 297 миллионов сумов.
В то же время участники встречи обратили внимание на системные проблемы и конкретные недостатки в защите авторских и смежных прав.
В частности, было отмечено, что не на должном уровне находится применение мер ответственности за нарушения авторского права и смежных прав, прослеживается инертность в борьбе с контрафактной продукцией, мониторинге соблюдения авторских прав веб-сайтами, работающими в домене «uz» в сети интернет.
Также было указано, что имеют место случаи, когда ответственные министерства и ведомства не предпринимают конкретных мер по восстановлению прав лиц, чьи авторские права были нарушены до поступления от них обращения.
А также, видно, что произведения авторов (наследников) без их разрешения открыто используются некоторыми издательствами, веб-сайтами, социальными сетями, другими пользователями, а контроль за этим не ведется надлежащим образом.
Работа по имплементации правил и норм международных договоров по защите интеллектуальной собственности и авторского права в национальное законодательство налажена недостаточно. Деятельность организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе, работающих в данной сфере, организована не систематически.
В связи с этим сенаторы наметили задачи, дали соответствующие указания соответствующим министерствам и ведомствам по совершенствованию законодательства в данной сфере, оказанию поддержки авторам с тем, чтобы они лучше понимали свои права, по усилению агитации и проявлению инициативности при выявлении случаев нарушений.
По итогам заседания по вопросам повестки дня принято соответствующее решение Комитета.
Авторское право: отсутствие должного регулирования пародии
-Не секрет, что зарубежные правообладатели не особо защищают свои интересы в Узбекистане, хотя имеют возможность — это сделать в соответствии с международными конвенциями, членом которых является наша страна.
Причина проста – защитить авторское право в Узбекистане довольно сложно. Рынок Узбекистана не представляет интереса для крупных правообладателей, а расходы, которые придется понести для того, чтобы привлечь к ответственности за нарушение авторских прав – несоразмерны.
Даже если удастся выиграть судебный процесс, максимальное наказание, которое может быть – это лишь признание факта нарушения и наложения запрета на новые публикации.
Взыскать с нарушителя ущерб и доходы, полученные от незаконного распространения контента, невозможно. До 2018 года в законодательстве Узбекистана не были определены размеры компенсации и возмещения ущерба правообладателю за использование объекта авторских прав. На данный момент, Уголовный кодекс Узбекистана конкретизирует наказания за нарушения авторских прав. Согласно ст. 149 УК Республики Узбекистан «Присвоение авторства, принуждение к соавторству на объекты интеллектуальной собственности, а равно разглашение без согласия автора сведений об этих объектах до их официальной регистрации или публикации» наказывается штрафом от двадцати пяти до семидесяти пяти минимальных размеров заработной платы или лишением определенного права до пяти лет, или исправительными работами до трех лет либо арестом до шести месяцев.
Интернет-среда же считается самой сложной для защиты авторских прав, так как очень сложно идентифицировать владельца сайта, его территориальное расположение и применимое законодательство для пресечения нарушения.
В Узбекистане невозможно идентифицировать правонарушителя – это еще одна проблема, с которой сталкиваются правообладатели. В публичных базах данных записей о доменных именах (WHOIS) не всегда представлена достоверная информация, часто нет контактных данных.
Если действовать в рамках закона и заблокировать пиратские сайты, то население вовсе лишится доступа к развлекательному контенту. В этой ситуации инвентаризация может показать реальную картину с нулевым уровнем защиты авторских прав в Интернете.
Нужны конкретные механизмы защиты авторских прав в интернете, подкрепленные техническими мерами: разграничение ответственности за нарушение авторских прав, внедрение системы takedown notice и эффективных досудебных мер защиты, установление размеров компенсаций.
Возьмем за пример сферу медиа; право на ретрансляцию – это тоже объект смежного права, оно должно лицензироваться. Примером является ретрансляция спортивных соревнований и чемпионатов.
С точки зрения законодательства использование музыки в общественном месте считается публичным исполнением, за которое должно выплачиваться вознаграждение. Все это требует разрешения правообладателей с последующей уплатой авторского вознаграждения.
Проведённое заседание Комитета Сената по вопросам информационной политики и обеспечения открытости в государственных органах на высоком уровне и признание наличия проблем в данной сфере – это шаг вперед, но от слов нужно переходить к действенным мерам по соблюдению баланса интересов авторов, общества и государства.
ГУЗЕЛЬ КУРТВЕЛИЕВА
Когда же вы начнете грамотно писать !!! :
«…Министерство юстиции рассмотрело 136 дел в хозяйственных, 65 — в административных, 21 — в гражданских судах, 2 — в судах по уголовным делам…» !!!
Мин.юстиции ДЕЛА НЕ РАССМАТРИВАЕТ!!!
Или вам это СЕНАТОРЫ РАССКАЗАЛИ… !!! ???