Рынок E-commerce в Узбекистане демонстрирует уверенные темпы роста. По прогнозам исследования Statista Управления международной торговли Минторга США, доходы от электронной торговли будут демонстрировать ежегодный рост на 6,3% и более до 2025 года.
Агентство Euromonitor прогнозирует рост интернет торговли Узбекистана в ближайшие 7 лет более чем в 12 раз, что позволяет ожидать коренные преобразования рынка в обозримом будущем. В отличии от более возрастной аудитории, которой привычно совершать покупки на базарах и в офлайн-ритейле, молодое поколение потребителей Узбекистана фактически выросло со смартфонами в руке и будет совершать покупки в онлайн-формате.
Пока что, среди потребителей Узбекистана не сформирована привычка и потребительское доверие к онлайн-торговле. Обусловлено это тем, что в Узбекистане онлайн-торговля начиналась фактически с досок объявлений и социальных сетей. Товары приобретались без оформления, отсутствовали какие-либо чеки и гарантии на товар, присутствовали мошеннические схемы обмана покупателей. Негативный потребительский опыт сказывается не лучшим образом на доверии к новым интернет-магазинам, которые вынуждены его формировать с нуля и тщательнейшим образом оберегать и “лелеять” своего покупателя.
Самыми популярными категориями товаров в 2022 году являются одежда и обувь (около трети спроса), электроника и мобильные телефоны, косметика, товары для детей. Часть интернет-площадок Узбекистана пошла по классической модели для формирующихся рынков онлайн-ритейла, при которой онлайн-торговля дополняет офлайн и стремится постепенно вытеснять долю классической торговли. На текущий момент лидерами по узнаваемости являются OLX, Aliexpress и локальный онлайн-гипермаркет Узбекистана — Zoodmall.
В 2021 на рынке Узбекистана стартовал проект Sello, который сфокусировал свои усилия на построении целой экосистемы онлайн-шоппинга. Помимо того, что Sello стали первым маркетплейсом, зарегистрированным в реестре маркетплейсов Узбекистана, команда проекта планирует предоставлять ряд сервисов в направлении товарной логистики и онлайн-платежей. Sello разрабатывает и развивает целый спектр сервисов, которые позволяют получить услуги продавцам (логистические услуги, сервисы оплаты) и покупателям (платежные сервисы, доставка, онлайн кошелек в мобильном приложении).
Правительство Узбекистана активно содействует развитию интернет-торговли. Онлайн-площадки платят только 2% от доходов в сравнении с 4% от доходов для всех остальных видов бизнеса. Законодательство Узбекистана позволяет формировать электронные чеки и счета-фактуры в документообороте онлайн-предпринимателей. Центральный банк Узбекистана стимулирует предоставление банками Узбекистана программных продуктов и сервисов для онлайн-платежей. По мнению большинства экспертов темпы развития онлайн-торговли могут ускорится благодаря предпринимаемым шагам правительства Узбекистана. Уже начинают появляться оценки отдельных игроков рынка в рамках которых ожидаемые темпы роста e-commerce могут удвоится уже в ближайшие годы.