Из цикла «Туркестанские генерал-губернаторы»
Напутствуя нового генерал-губернатора Приамурья перед отъездом к месту службы, император Александр III обратил особое внимание на строительство Уссурийской железной дороги и укрепление добросердечных отношений с Китаем и Японией. И вот, после молебна в Исаакиевском соборе, — где Сергей Михайлович впервые надел казачий мундир с желтыми кантами и лампасами, — и прощального обеда, куда были приглашены все амурцы находящиеся в Петербурге, семья Духовских отправилась в дальнюю дорогу. «Прощай, Москва! – написала в своём дневнике супруга генерал-губернатора. — Хорошо, спокойно жилось нам в ней, но я, неблагодарная, рада-радёхонька её покинуть в погоне за разнообразием».
Сергей Михайлович оказался единственным Приамурским генерал-губернатором, который прибыл на Дальний Восток морским путём, через Соединённые Штаты и Японию. Сделано это было по настоянию супруги, — “в погоне за разнообразием”. Добирались, если можно так сказать, на перекладных. Позднее, именно при Духовском, был оборудован Владивостокский порт и налажены регулярные пароходные рейсы между европейской частью России и Дальним Востоком.
На этот раз путешествие было не вполне комфортабельным, мягко говоря. Вот, что пишет Варвара Фёдоровна о плавании на судне американской пароходной компании “Peru”: “В моей каюте сняли верхнюю койку; как будто больше воздуха теперь; но меня все преследует противный китайский[1] специфический запах и тараканов в моей каюте целые легионы. Ложась спать, я охочусь за ними и бросаю их в бумажке в коридор (немного эгоистично!)”.
А от Сан-Франциско до Иокогамы пассажиры, практически ежедневно, мучились от невыносимой качки.
В Японии в дневнике Духовской появляется новая запись: “29-го[2]. Муж съездил в столицу Японии, Токио (всего 40 минут езды по железной дороге) с визитом к нашему посланнику, Хитрово, и вернулся оттуда к обеду вместе с посланником, консулом и безруким князем Голицыным, всемирным путешественником, который возвращается теперь через Сибирь в Россию. Муж пригласил их всех пообедать с нами; стол был роскошно разукрашен цветами”.
Но вот, наконец, 16 августа 1893 года, Духовские вновь ступили на российскую землю. Владивосток встретил нового генерал-губернатора весьма торжественно. На причале его ждали начальники всех местных частей, хлеб-соль поднёс городской голова, улицы были украшены флагами, «войска стояли шпалерами до самою собора, пристань устлана коврами». И Сергей Михайлович, не откладывая в долгий ящик, приступает к своим обязанностям. Он посещает Общество изучения Амурского края, где вручает на его развитие 500 рублей, знакомится с казармами флотского экипажа и осматривает все строительные базы Владивостока.
По случаю прибытия начальника края, военный губернатор Приморской области П. Ф. Унтербергер устроил официальный обед с участием шестидесяти приглашенных. Среди них был и японский адмирал, который произнес длинную речь, с трудом переведенную переводчиком. В это время Варвара Федоровна, по её словам, смотрела в тарелку, чтобы не расхохотаться. Много провозглашалось тостов, выпили и за ее здоровье.
22 августа Духовской с большой свитой выехал в село Никольское находящееся в ста километрах от Владивостока для смотра войскам и торжественного открытия недавно построенного участка железной дороги. Путь этот соединит в скором времени Хабаровск с Владивостоком и, надо сказать, Духовской всячески поддерживал строительство Уссурийской железной дороги, которая была полностью пущена в эксплуатацию в 1897 году. По предложению генерал-губернатора отдельные станции и железнодорожные посёлки были названы именами инженеров-строителей: Кругликово, Розенгартовка, Дормидонтовка, Красицкое, Вяземский и др. При Духовском в Хабаровске было открыто первое в Сибири железнодорожное училище, призванное обеспечивать специалистами новую дорогу.
Осмотром войск Сергей Михайлович остался доволен.
Наконец, 2-го сентября, в 8 часов утра, Духовские выехали к месту службы. По этому случаю на вокзале собралась масса провожающих. Путь до вагона был устлан коврами. Главный строитель Уссурийской железной дороги и первый изыскатель Великого Сибирского пути, О. П. Вяземский вручил Варваре Фёдоровне букет.
В пять часов вечера экстренный поезд генерал- губернатора прибыл в Никольское – последний на тот момент пункт железной дороги, — дальше необходимо было пересесть на конный транспорт.
Через два дня, в шесть часов утра семь экипажей сопровождаемых конвойными казаками тронулись в дальний путь. Духовские ехали в дорожном тарантасе, специально купленным Сергеем Михайловичем. Вот как его описала Варвара Фёдоровна: “Сиденья в нем нет; втащили в него сундуки, покрыли соломой — вот и сиденье готово, вообще насчет его удобства — лучше умолчу. В нашем поезде едет семь экипажей. Проезжаем через лагерь; все войска выстроились, приветствуют мужа, с разных сторон гремит музыка. Две сотни казаков, провожают нас на полных рысях до первой станции — одна сотня впереди нас, другая сзади. Командир кавалерийской бригады Бернов также конвоирует нас верхом. Третья сотня разослана вперед по всему нашему пути. На каждой станции сопровождают нас шесть конвойных казаков: два казака едут впереди нашего экипажа, два сзади и два по бокам. Скачут они, к великому моему беспокойству, по оврагам и кочкам, не разбирая дороги”.
Между прочим, выехали Духовские в посёлок Хабаровку, а приехали в город Хабаровск. Ещё будучи в Петербурге, Сергей Михайлович, своим помощником выбирает старого товарища ещё по Кавказу генерал-лейтенанта Гродекова за плечами которого был огромный административный опыт. Тот как раз только-только оставил пост военного губернатора Сырдарьинской области. Осенью 1893 года решение принимается на высшем уровне. Супруга Сергея Михайловича пишет: “Получена телеграмма, что по выбору мужа назначается ему в помощники генерал Гродеков. Я так этому рада! Теперь нам легче будет отсюда уехать. Муж просит Гродекова приехать весной с первым пароходом”.
Николай Иванович, как только был утверждён в должности, сразу же приступил к своим обязанностям. Обивая пороги министерств и ведомств, он добился многих, важных для края решений.
В частности, город, с не очень благозвучным названием Хабаровка, – именно там находилась резиденция начальника края – был переименован в радующий слух Хабаровск. Духовская пишет: “Генерал Гродеков телеграфирует из Петербурга, что по Высочайшему повелению Хабаровка переименовывается — в город Хабаровск. Вот уже шаг вперед!”. Кроме того, Николай Иванович установил связи со многими культурно-просветительскими центрами Петербурга с целью оказания помощи Приамурскому краю. Благодаря его хлопотам уже в начале января 1894 года в Хабаровске начинает выходить еженедельная газета “Приамурские ведомости”.
Последний этап путешествия до Хабаровска генерал-губернатор с супругой совершили на пароходе по реке Амур. Подплывая к городу пассажиры увидели высоко на горе собор, большой генерал-губернаторский дом с развевающимся над ним флагом и памятник графу Н. Н. Муравьеву-Амурскому[3]. И вновь торжественная встреча, с огромным скоплением народа — военных, чиновников, учащихся, ярко смотревшихся китайцев и таёжных жителей.
Пять лет пробыл в качестве начальника Приамурского края Духовской, и надо сказать, что на этом поприще он сделал немало. Являясь наказным атаманом Амурского и Уссурийского казачьих войск, он, в частности, довольно много внимания уделял казачеству. Сам ходил в казачьей форме, часто посещал казачьи станицы и многое сделал для усиления как роли казачества, так и укрепления с его помощью границ. Правда, внешний облик и манеры Сергея Михайловича, не очень соответствовали создаваемому им образа лихого казака. Вот как капитан Амурского общества пароходства и торговли Д. А. Лухманов описывал его: «Сергей Михайлович Духовской был невысокого роста, с редеющими седыми, зачесанными назад волосами, седыми «запорожскими» усами, в белом кителе с Георгием в петлице и в широченных синих шароварах с желтыми казачьими лампасами. Генерал говорил с картавостью, что свойственно людям, привыкшим постоянно говорить по-французски, и которой любили тогда подражать гвардейские пижоны. Но картавость Духовского была природной и очень не шла к виду старого казака-запорожца, который он старался себе придать».
Однако, это нисколько не умаляло его заслуг как устроителя Приамурья. Духовской огромное значение придавал просвещению в крае. Он считал школу «великим рычагом прогресса». В его бытность было открыто четырехклассное женское училище и построено, как уже отмечалось, первое в Сибири Хабаровское железнодорожное учебное заведение. В Чите было открыто первое ремесленное училище, — впоследствии оно станет носить имя Николая II. Уделял внимание генерал-губернатор и развитию промышленности и торговли, укреплению здравоохранения, охране коренных народов от диктата и обмана торговцев. Духовской был весьма просвещенным администратором. уже на следующий год своего правления он дал добро на организацию Приамурского отдела Российского Географического Общества в Хабаровске. Там же был открыт естественно-исторический музей, публичная библиотека, было налажено издание научных трудов, стала выходить газета «Приамурские ведомости».
Духовской заложил основы Амурской военной флотилии, провёл другие мероприятия, усилившие военные позиции России на Востоке. По предложению Сергея Михайловича были закуплены корабли «Казак Уссурийский», «Атаман», катер «Дозорный» и две баржи. Начали действовать регулярные пароходные рейсы между Европейской частью России и Дальним Востоком, оборудован Владивостокский порт. Также он заложил основы местного самоуправления: в 1894 году в Хабаровске состоялись первые выборы в Хабаровскую городскую думу, создана городская управа.
Покидая в 1898 году Приамурье, — передав бразды правления краем своему помощнику Гродекову, — Сергей Михайлович мог смело сказать известную фразу: Я сделал всё, что смог, пусть другие сделают больше. А его ждало новое поприще – Туркестан.
В. ФЕТИСОВ.
Продолжение следует.
На заставке: Резиденция Приамурского генерал-губернатора 1896 – 1902. Автор фото Э. Нино.
Из фондов архива г. Хабаровска
[1] Обслуживающим персоналом и основными пассажирами были китайцы
[2] Июль 1893 г.
[3] Муравьёв-Амурский Николай Николаевич (1809 – 1881) – русский государственный и военный деятель, дипломат, генерал-губернатор и командующий войсками Восточной Сибири (1847–1861), благодаря плодотворной деятельности которого в середине XIX в. был решён «Амурский вопрос», к России присоединены Приамурье и Приморье, начато заселение и освоение далёкой окраины России – Дальнего Востока.