Из цикла Туркестанские генерал-губернаторы
Так случилось, что весной 1898 года в Петербурге находились сразу два туркестанских генерал-губернатора – покидающий пост барон Вревский и только что назначенный на эту должность генерал-лейтенант Сергей Михайлович Духовской. Там же, в столице, находился управляющий канцелярией туркестанского генерал-губернатора Фёдоров, и некоторые члены туркестанской военной и гражданской администрации.
Получилось такая символическая передача властных полномочий.
Только если с бароном Вревским у управляющего канцелярией были самые тёплые отношения, то со своим новым начальником с самого начала как-то не сложилось. Фёдоров в своих воспоминаниях пишет: “Очень тяжело было мне расставаться с этим благороднейшим и добрейшим человеком (Вревским, В. Ф.). Я предчувствовал, что в заместителе барона не найду такого хорошего человека. Действительность превзошла мои предчувствия”.
Так и получилось, на первом же представлении новому начальнику края в петербургской гостинице «Гранд Отель», где проживал Духовской, произошёл неприятный инцидент, наложивший неприятный осадок на дальнейшие отношения начальника и подчинённого. Фёдоров так описывает встречу туркестанцев с новым генерал-губернатором: “Вместе со мною поехали прибывшие с бароном из Ташкента начальник окружного штаба генерал Белявский и делопроизводитель канцелярии генерал-губернатора Стеткевич (нынешний петербургский почт-директор). Духовской принял нас довольно сухо и сразу повел такую речь, обращенную специально ко мне:
– Мне предстоит прежде всего заняться разработкой реформы Туркестана, а потому мне сейчас же нужны всевозможные справки. Вы, господин Федоров, живете здесь уже два месяца, и, конечно, смею думать, имеете все необходимые мне данные.
– Имею, – ответил я.
– Отлично. Потрудитесь же мне сейчас же дать справку о численности и дислокации войск Закаспийской области.
Удивленный таким странным вопросом, я ответил, что таких сведений у меня нет да и не может быть.
– Странно, – прогнусавил Духовской: – вас на казенные деньги послали в Петербург, а вы через два месяца не имеете самых важных сведений. Это, милостивый государь, непростительное ротозейство с вашей стороны…
Я был до такой степени оскорблен этим выражением, что со мной сделался тут же нервный припадок. Мне дали холодной воды, и я скоро пришел в себя. Духовской, видимо, сконфузился за свою грубость и уже более мягким тоном начал говорить, что я неправ, не исполнив возложенного на меня Вревским поручения. Тут вмешался генерал Белявский, который сказал, что численность и дислокация войск – совсем не мое дело, что я командирован по гражданскому управлению и что все военные справки может представить он, как начальник штаба.
– Но ведь и господин Федоров служит в штабе, потому что у него на плечах погоны…
– Да ведь все гражданское управление находится в ведении военного министерства, – ответил Белявский.
– Ну, я этого не знал, – ответил Духовской, и даже не извинился за дерзость”.
Сергей Михайлович Духовской действительно мало что знал о крае куда был назначен по Высочайшему указу.
Родился пятый генерал-губернатор Туркестана 7 октября 1838 года. Отец его, Михаил Петрович Духовской был усыновлен священником, служившим в церкви Святого Духа, -отсюда и произошла фамилия Духовской, — в деревне под Нижним Новгородом. Михаил Петрович не был военным: начиная с должности учителя, он дослужился до директора канцелярии и старшего бухгалтера Артиллерийского Департамента в качестве коллегиального советника в Министерстве финансов. Мать – нашего героя, Елена Матвеевна Алымова скончалась, когда мальчику было два года.
В отличии от отца Сергей выбирает военную карьеру, и в 1855 году после окончания Первого Петербургского кадетского корпуса поступает в лейб-гвардейский конно-гренадерский полк. Затем, по окончании в 1863 году курса в Николаевской инженерной академии и Николаевской академии генерального штаба по первому разряду и с малой серебряной медалью был направлен на Кавказ, где в чине капитана состоял квартирмейстером Даховского отряда, — по названию укрепления Даховский, — ныне город Сочи, — завершившего осенью 1864 года покорение восточного побережья Черного моря. Об этом эпизоде своей боевой жизни Духовской оставил весьма интересные воспоминания, опубликованные в 1864 году в “Военном сборнике”.
Заканчивались они так: “Под осень войска даховского отряда батальон за батальоном, стали отходить на северный склон, на отдых, к станицам и штаб-квартирам. Усилившаяся на прибрежье Черного моря болезненность заставила поторопиться со спуском частей. С тех самых сумрачных гор, на который бывало указывали казаки и казачки, вспоминая об убитом отце, брате, сыне, об увезенной сестре или дочери, с тех самых гор спускались наши войска. С песнями вступали они в станичные ограды, набожно, многие с глазами полными слез, крестились, снимая шапки, перед куполом Божьего храма, и с несказанною радостью расходились по казачьим домам, под крыши, которых иные не видели в течение целых лет.
— Добро пожаловать, милости просим, господа кавалеры, походные люди, встречали их ласковою речью хозяева-станичники”.
И первая военная награда, орден Св. Владимира 4-й степени, была получена Сергеем Михайловичем именно за эти боевые действия. Получена, несмотря на то, что по статусу этого ордена им могли награждаться военные чины не ниже подполковника. Но, очевидно, для капитана Духовского было сделано исключение. Впрочем, через год это противоречие было устранено – с формулировкой за отличие при покорении Западного Кавказа, Духовской был произведён в подполковники, а ещё через два года, уже в чине полковника он занял должность начальника штаба Кубанской области.
Интересно, что в это время он знакомится и близко сходится с Николаем Ивановичем Гродековым, также служившим в это время на Кавказе офицером для особых поручений при начальнике Кубанской области. Спустя два десятка лет они оба будут занимать, — в разное время, — посты генерал-губернаторов Приамурского и Туркестанского краёв.
Затем, с ноября 1870-го по февраль 1872 года Духовской состоял помощником начальника штаба Кавказского военного округа.
В 1873 году в возрасте 35 лет, он становится генерал-майором и ему поручается ответственное задание — разработка плана войны с Турцией на Кавказском театре военных действий. С этим поручением Сергей Михайлович справляется блестяще, за что удостаивается ордена Св. Станислава 1-й степени.
В 1874 году по специальному заданию Духовской отправляется в Константинополь для “согласования военных занятий с окружным штабом Кавказского военного округа и занятиями военного агента”. Думается, кроме официальной цели перед Сергеем Михайловичем ставилось и секретное задание.
А через два года Духовской сочетается браком с Варварой Фёдоровной Голицыной. Несмотря на заметную разницу в возрасте, — жених был старше невесты на 16 лет, — брак был по любви. Юная Варвара Голицына влюбилась в статного, обаятельного генерал-майора, а он ответил ей взаимностью.
Варвара Голицына, относилась к высшей аристократии Российской империи. Её отцом был Фёдор Григорьевич Голицын — камергер и действительный статский советник, крупный землевладелец в Харьковской области и… композитор-любитель. Ему принадлежит авторство целого ряда популярных романсов, в частности “Белеет парус одинокий” на слова Лермонтова. Отцу Варвары тоже понравился будущий зять и он даёт согласие на брак. Вот, что об этом написала в своих воспоминаниях будущая супруга Духовского: “Он письменно просил моей руки у папа̀; ответ, конечно, пришёл благоприятный. Вот письмо в стихах, написанное моим отцом дяде Борису Фёдоровичу Голицыну:
Тебе, конечно, уж известно,
Что дочь просватана моя,
И так просватана прелестно,
Что счастлив совершенно я!
Пришла пора, и позабыла
Вава своих друзей-пажей…
Вот генерала полюбила;
Как видишь стала поумней.
Ты с Духовским знаком и знаешь,
Какой он дельный и честной.
Так, следственно, ты понимаешь
Восторг жены моей и мой.
В апреле мы сыграем свадьбу,
И, если хочешь удружить,
Так ты приедешь к нам в усадьбу,
Чтоб вместе радость разделить”.
Сразу после свадьбы молодожёны уехали в Тифлис, где Духовского ждала служба в штабе Кавказского военного округа. Через год он получает должность начальника штаба действующего корпуса на кавказско-турецкой границе. А вскоре начинается война с Турцией.
В.ФЕТИСОВ
Продолжение следует
На заставке: Генерального штаба генерал-майор Сергей Михайлович Духовской. Фотопортрет неустановленного мастера.