В преддверии визита Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева во Францию и открытия выставки «Сокровища оазисов Узбекистана. На пересечении караванных путей» в Лувре её куратор Рокко Ранте дал интервью нашему изданию.
Как куратор выставки расскажите, пожалуйста на чём будет сделан её акцент?
— Выставка ставит перед собой две основные цели. Во-первых, это показать цивилизацию и культуру Центральной Азии в Европе. И Париж для этого самое лучшее место, поскольку здесь находится один из ведущих музеев мира — Лувр.
Вторая цель — показать тесную историческую связь Центральной Азии и Европы. Ведь у этих двух регионов есть очень много общих исторических моментов.
Помимо этого, выставка несёт образовательный смысл, чтобы европейское и французское общество лучше узнали Центральную Азию. Ведь её культура занимает важное место в человеческой цивилизации и богата значимыми историческими личностями».
-Каждая выставка особенная, и все же, есть что-то, что будет присуще только этой, посвящённой Узбекистану?
-Выставка «Сокровища оазисов Узбекистана. На пересечении караванных путей» уникальна. Впервые во Франции и вообще в Европе мы выставляем такие редкие экспонаты из Узбекистана. Их более 130, причём некоторые из них были найдены совсем недавно. Эта экспозиция является плодом больших усилий и реставрационных работ, и научных изысканий.
Думаю, что ближайшие 30 лет подобную выставку повторить не удастся.
— Расскажите, пожалуйста, об организационных моментах.
— Чтобы сделать выставку «Сокровища оазисов Узбекистана. На пересечении караванных путей» экстраординарной, мы придумали спецэффекты, благодаря которым публика будет погружаться в её атмосферу. Например, первое, что увидит посетитель из экспозиции — это настенное панно VII века из Варахши. На нём изображён слон с седоками, на которого нападают два тигра. Пока публика будет рассматривать этот экспонат, она сможет услышать звуки ветра, рёв животных и другие. При этом свет в зале будет приглушаться, а панно, наоборот, подсвечиваться. Таким образом создастся впечатление присутствия на месте изображённых событий.
Также по-особенному будет представлена монументальные исторические памятники архитектуры Самарканда, такие как мечеть Биби-ханум, мавзолей Амира Темура Гур-Эмир, мемориальный комплекс Шахи-Зинда, обсерватория Улугбека. Их изображения будут проектироваться на стену. Фоново будет звучать музыка, а свет приглушаться. Внимание зрителя с помощью камеры будет фокусироваться на каких-то отдельных элементах: бирюзовых тонах майолики, резных узорах и т.д.
— Если с экспозицией выставки захотят ознакомиться те, кому её не удалось увидеть лично, это можно будет сделать каким-то образом?
— По завершению выставки будет издан научный каталог. Для его создания я привлёк небольшую группу высококлассных специалистов из Узбекистана и из других стран. В каталоге, помимо научной информации, будет много фотографий, причём не только экспонатов, но и природных ландшафтов Узбекистана, интересных архитектурных сооружений.
Я думаю, эта книга станет важной для тех, кто интересуется культурой Узбекистана и Центральной Азии в целом.