back to top
24.7 C
Узбекистан
Суббота, 27 июля, 2024

Конституция – правовой фундамент государства

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,590ПодписчикиПодписаться

Вносимые изменения и дополнения в Конституцию Узбекистана является новым прогрессивным шагом для расширения демократии в стране и совершенствования национальной государственности.

Конституция – правовой фундамент государства, продукт политической мудрости и мышления народа, отражает волю, дух, общественное сознание и культуру.

Сегодня, в рамках конституционных реформ, расширяются полномочия Олий Мажлиса Республики Узбекистан. В частности, в статье 80 предусмотрено ряд дополнений, направленных на расширение полномочий Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В частности, в рамках статьи 80 Конституции дополняется полномочиями по назначению председателя Счетной палаты, назначению и освобождению от должности директора Агентства по противодействию коррупции Республики Узбекистан, а также назначение и освобождение по представлению Президента Республики Узбекистан дипломатических представителей Республики Узбекистан в иностранных государствах и при международных организациях, заслушивание отчетов по вопросам, связанным с их деятельностью. Счетная палата Республики Узбекистан наделена широкими полномочиями в сфере бюджетного контроля.

В демократическом обществе, где единственным источником государственной власти является народ, формирование и функционирование счетных палат подчинено потребности всего общества в контроле над финансовой деятельностью государства, эффективностью управления вверенными ему общественными финансами.

Счетные палаты контролируют власть от имени и в интересах общества, что определяет основные принципы, порядок их работы, на которых строится их деятельность. Счетные палаты создаются в качестве специальных государственных институтов в целях эффективного обеспечения контроля над финансовой деятельностью всего государственного аппарата. Именно на эти органы возлагаются ответственность за аудит государственных доходов и расходов, обеспечение финансовой безупречности и подотчетности государственной системы, а также другие функции, связанные с проведением внешнего государственного финансового контроля деятельности органов исполнительной власти.

Бюджетные полномочия Счетной палаты закреплены в статье 26 Бюджетного Кодекса.

К ее задачам относятся: оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов государственного бюджета; анализ выявленных отклонений от установленных показателей Государственного бюджета; регулярное представление Сенату и Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан информации об исполнении Государственного бюджета и результатах финансового контроля.

Агентства по противодействию коррупции Республики Узбекистан, созданный в 2020 году является относительно новым органом в системе правоохранительных органов.

В функции Агентство входит проводить систематический анализ состояния коррупции в стране. Анализировать результаты расследования коррупционных преступлений и организовать эффективную борьбу против коррупции в стране. Эти два органа должны обеспечить эффективность в противодействии коррупции. Поэтому назначение народными представителями Председателя Счетной палаты очень важно. Это обеспечит независимость этих органов, а это является одним из требований международных принципов.

Согласование по представлению Президента Республики Узбекистан кандидатур дипломатических представителей Республики Узбекистан в иностранных государствах и международных организациях в Сенате является возможностью оказывать влияние на кадровый состав дипломатической службы страны и существенным элементом контрольной деятельности Верхней палаты. Это очень важно. Так, дипломатические представители должны представлять отчет перед Сенатом, а учитывая какая сейчас обстановка в мире и как она динамична меняется это очень важно.

Такая процедура будет способствовать совершенствованию системы сдержек и противовесов, глубокому анализу, который позволит сделать соответствующие выводы о внешнеполитической ситуации.

Какое же значение имеют вносимые в статью 80 Конституции изменения?

На первый взгляд, ничего особенного, просто дополняются новыми полномочиями Сенат. На само деле вводимые изменения имеют важное как политическое, так и юридическое значение.

Во-первых, прежде всего, вносимые изменения и дополнения совершенствуют механизм сдержек и противовесов. Представление ежегодного Национального доклада о противодействии коррупции – это ни что иное как совершенствование механизма сдержек и противовесов между законодательной и исполнительной ветвями власти.

В случае, если представленный доклад будет признан неудовлетворительным, будет слишком много нерешенных проблем, Олий Мажлис может поставить вопрос об освобождении от должности директора Агентства по противодействию коррупции, если стратегия борьбы с коррупцией будет признана Парламентом не эффективной.

Во-вторых, расширяются контрольные функции Олий Мажлиса. Контрольные функции Парламента вытекает из его демократической природы, то есть представители народа должны контролировать все сферы общественной жизни в государстве, включая внешнеполитическую деятельность. Полномочие представители могут представлять отчет перед Сенатом, который позволит сделать соответствующие выводы о внешнеполитической ситуации.

В-третьих, увеличивается роль Парламента при определении кадровой политики, расстановке кадров. Этому будут способствовать назначению председателя Счетной палаты, назначению и освобождению от должности директора Агентства по противодействию коррупции Республики Узбекистан, а также участие в формировании дипломатического корпуса страны.

Социальная ценность Конституции заключается не только в регулировании уже сложившихся, но и стимулировании развития новых, более прогрессивных общественных отношений.

Политическая мудрость заключается в предвидении будущего, укрепления позиций своей страны, в обеспечении законодательных и экономических гарантий для благополучия народа, стабильности и суверенитета государства, безопасности общества и в закреплении этого в Основном законе страны.

Сурайё АДИЛХОДЖАЕВА,

заведующий кафедрой

Университета мировой экономики и дипломатии,

доктор юридических наук, профессор

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Архитектура не должна нагнетать социальную конфликтность. В противном случае она окажется изгоем и будет безжалостно перечеркнута

Часть первая Произошла, и уже давно, градостроительная перестройка, но не просто замена одной структуры- Госкомархитектстроя на другую - Минстрой, а,...

Больше похожих статей