back to top
28 C
Узбекистан
Среда, 26 июня, 2024

Революция или эволюция? Каким станет ФНПЗ через несколько лет

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,470ПодписчикиПодписаться

В июне текущего года было объявлено о крупнейшей сделке в нефтегазовом секторе. Нефтегазовая компания SEG (Sanoat Energetika Guruhi), в чьём доверительном управлении с 2020 года находился Ферганский  нефтеперерабатывающий завод, приобрела госдолю предприятия, что означает о переходе ФНПЗ частному инвестору. После завершения сделки, компания начала самую крупную в истории предприятия модернизацию. При этом, совокупный объем инвестиций превысит 400 млн долларов США.  

Нет необходимости говорить насколько важна роль ФНПЗ в нефтегазовом секторе и в экономике страны в целом. Развивающейся экономике нужны жидкое топливо и различные масла для транспортной сферы, авиации, сельского хозяйства, промышленности, а также нужд населения.

В то же время, республика не обладает месторождениями с большими запасами нефти, основной объём сырья, необходимого для переработки, приходится завозить из-за рубежа.

К тому же, старейший нефтеперерабатывающий завод в Фергане не справляется со своими производственными задачами в полном объёме, как по причине нехватки сырья, так и по причине морального и физического износа оборудования, а также отставании в современных технологиях.

Именно эти факторы повлияли на решение руководства страны включить завод в программу приватизации для дальнейшей передачи в частные руки с целью проведения глубокой модернизации предприятия. К этому заметим, SEG был назначен исполнителем программы повышения нефтедобычи в республике двумя годами ранее. А месторождения нефти с осложнённым фондом были переданы от Узбекнефтегаза на баланс компании. Именно эти месторождения и являются  источниками сырья для производства.

После передачи предприятия на баланс SEG, компанией было заявлено, что в перспективе завод станет первым и единственным предприятием, производящим автобензины класса Евро 5 и смазочные масла группы II+/III по API в Узбекистане.

Но для того, чтобы представить масштабы модернизации, следует вспомнить историю создания завода.

ФНПЗ был введен в эксплуатацию в январе 1959 года. Сырьём служила нефть, добываемая на небольших месторождениях Ферганской долины и  других скважинах Средней Азии, но основной объём поступал из Самотлора, одного из крупнейших месторождений Западной Сибири.

Из 35 установок в процессе модернизации останутся только 18, остальные будут выведены из эксплуатации и демонтированы.

Завод был вовлечен в общесоюзную систему переработки сырья  и на тот период это было мощное и современное предприятие, выпускавшее 50 видов продукции. 35 установок позволяли перерабатывать до 1,062 тыс. тонн сырья в год (данные на 2021г.) с глубиной переработки до 87%.

С 1991 по 2020 год завод практически не подвергался серьёзной реконструкции. За весь период развития на заводе лишь частично происходила замена оборудования и установок. В период 1997 по 2000 годы была проведена точечная реконструкция топливного блока, однако полного обновления за более чем 60 лет не проводилось.

Существуют определенные проблемы, связанные с обслуживанием, ремонтом и обеспечением запчастей установок и оборудования предприятия. К этому добавим, что на заводе до сих пор нет единого централизованного диспетчерского пункта управления. На всех установках работают отдельные операторские пункты, оснащенные устаревшими самописцами и стрелочными измерительными приборами, а также пневматической автоматикой. 

Но и в этих условиях, на существующих мощностях, до момента передачи в доверительное управление SEG, завод перерабатывал 1 млн тонн сырья в год.

Для растущей экономики республики этого явно недостаточно и после приобретения активов ФНПЗ, перед компанией SEG встал вопрос, как проводить модернизацию завода. Или революционным путем с полной заменой оборудования, что повлекло бы колоссальные затраты и время, или эволюционным с частичной заменой и планомерным вводом в эксплуатацию современного оборудования и технологий.

Был выбран второй вариант и, который как говорят представители завода, оказался самым оптимальным. То есть, в этом случае, не прерывается технологическая цепочка добыча нефти – переработка – потребитель, а ввод в эксплуатацию нового оборудования позволяет наращивать мощности завода.

Для модернизации привлечены известные мировые компании и бренды в сфере нефтепереработки. Так, по словам заместителя директора по модернизации и перспективному развитию Абдуманоний Абдурашидзода, детальный проект новых установок разработал старейший и авторитетный в своей области Омский институт «Омскнефтехимпроект» (ОНХП).

Компанией Wood (Италия), разработан FEED (базовый проект) для модернизации завода с утверждением конфигурации завода по технологии гидрокрекинга.

Французская компания Axens заключила лицензионное и инженерное соглашения по замене катализаторов на установке гидродесульфуризации. Но уже сегодня генеральный EPC-подрядчик, компания Enter Engineering завершает земляные работы и ведет строительные работы по таким новым установкам как парокотельная с установкой химводоподготовки, установке гидрокрекинга, производстве водорода и короткоцикловой абсорбции.

Идут работы по возведению новых зданий центральной операторной и лаборатории, резервуаров для хранения сырья и продукции. Не забыты сотрудники завода, для которых строятся бытовые помещения со всеми условиями, предусмотренных санитарными нормами.

«Перед нашей компанией стоит масштабная задача – обеспечить жителей Узбекистана качественным топливом и маслами из собственной нефти. Именно поэтому в нашем секторе добычи мы внедряем передовые технологии интенсификации добычи. Модернизация ФНПЗ неразрывно связана с этой задачей. Сегодня мы начали самую крупную в истории завода программу его технического переоснащения. Ряд установок, которые стояли годами и давно требовали сноса, будут снесены. На их месте в производственную цепочку предприятия будут интегрированы новые установки, которые производят продукцию, востребованную на рынке. Это и современный бензин, который сейчас пока в Узбекистане не производится, и современные масла, и другие виды продукции. Этот проект окажет существенное влияние на развитие Узбекистана, а некоторые виды продукции составят конкуренцию многим иностранным игрокам на внешних рынках», такпрокомментировал планы модернизации исполнительный директор SEG Тулкин Юсупов.

В компании особо отмечают, что после модернизации, ФНПЗ станет первым в республике предприятием, способным производить бензин класса Евро 5 с октановым числом выше АИ-92, а также освоит производство авиатоплива марки JET A-1, базовых и моторных масел по современным стандартам (II и III группы). При этом, общая глубина переработки сырья составит не менее 92%.

В планах модернизации ставка делается на переработку собственного сырья. На это обратил внимание директор по корпоративным коммуникациям Игорь Гусенков. По его словам, имеющиеся нефтяные месторождения давно уже истощены, но будут привлекаться зарубежные технологии по восстановлению дебита скважин в Ферганской долине и Кашкадарьинской области, находящихся в собственности компании.

Таким образом, модернизация существующих и ввод новых производственных мощностей, а также выход на новые продуктовые рынки, позволят удвоить количество сырья, перерабатываемого на ФНПЗ, и довести это значение до 2 млн тонн нефти и газового конденсата в год. Кроме того, модернизация окажет существенное влияние на экологические аспекты работы завода, и приблизит ФНПЗ к мировым стандартам в этой области.

На сегодняшний день, в рамках запуска проекта модернизации, SEG уже привлекла к обновлению ФНПЗ более 160 млн долларов США, а также размещены заказы и оплачены авансы на оборудование длительного срока изготовления.

Всего же, как уже упоминалось выше, планируемые инвестиции в расширение производства превысят 400 млн долларов США. Пик инвестиционных затрат придется на 2023 год. Завершить модернизацию планируется к концу 2023 года.

М.ДЖАНГИРОВ, фото автора

Для лаборатории также предусмотрено строительство нового здания.
Это лабораторное оборудование предназначено для анализа бензина и дизтоплива.
Завод превращается в огромную строительную площадку. Площадь предприятия составляет около 500 га, резервы для строительства имеются.
Единственная установка введенная в эксплуатацию в 2000 году, имеющая цифровую систему управления.
Здание заводоуправления. Говорят, что построят новый административный комплекс, но будет жалко если старинное здание хорошо сохранившееся с прекрасным интерьером будет снесено. В этом здании будет хорошо смотреться к примеру, музей завода.

2 КОММЕНТАРИИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Вместо точки общепита Jum в аэропорту Ташкента открылось кафе для всех «Терминал»

Попасть в «Терминал» могут все желающие, поскольку он расположен на привокзальной площади международного аэропорта «Ташкент» под эстакадой справа от...

Больше похожих статей