Ровно год назад, когда 17 сентября 2021 года на Душанбинском саммите ШОС председательство в этой Организации на период 2021-2022 гг. перешло к Узбекистану, мало кто верил, что Ташкенту удастся оживить это многостороннее объединение и обеспечить насыщенный график мероприятий с содержательными результатами. Скептицизм был обусловлен тем, что узбекское председательство совпало с периодом напряженности и непредсказуемости в международных отношениях,
а предыдущие годы в ШОС прошли под знаком ограничительных мер, связанных с условиями всеобщего карантина на фоне пандемии Covid-19.
Сейчас уже можно поздравить узбекистанцев с успешной работой, проведенной в крайне сложных обстоятельствах. Так, на фоне продолжения негативных последствий пандемии и нестабильности в системе международных отношений официальный Ташкент сумел плодотворно провести более чем 80 мероприятий по линии ШОС. Такая интенсивность крайне редко наблюдается в деятельности региональных организаций. Столь большого числа встреч не проводила ни одна страна, председательствовавшая в ШОС. Это был невиданный дипломатический марафон.
Неустанная каждодневная дипломатическая работа обеспечила небывалый результат: Узбекистану за один год удалось инициировать, координировать и завершить процесс согласования около 40 документов ШОС к саммиту в Самарканде. Это уникальный показатель в истории данной организации.
Сейчас трудно получить точные сведения о количестве и перечне подписанных в рамках Самаркандского саммита документов, поскольку не все решения Заседания Глав государств подлежат огласке. Кроме того, по дипломатическому протоколу может быть обвялен перечень документов, подписанных или принятых на уровне глав государств и ряд других документов, утвержденных на уровне генерального секретаря могут оказаться не включенными в этот список.
Но это не умаляет значимость результата саммита, поскольку решения или различные «Дорожные карты» по дальнейшему развитию организации, утвержденные генеральным секретарем тоже согласовываются государствами-участниками по дипломатическим каналам и по сути являются итогом многосторонней проработки.
Еще одним преимуществом Самаркандского саммита стало то, что он впервые за последние три года прошел в очном формате. До этого саммиты ШОС в Душанбе и Москве происходили в виртуальном или полувиртуальном форматах, которые не предоставляют участникам атмосферу тесного контакта и не дает возможности для насыщенного взаимного общения. В этой связи, заседание глав государств в Самарканде стало не только актуальным, знаковым, но и долгожданным событием в рамках ШОС.
Трудно оценить всю значимость такого важного мероприятия и его итогов сразу после его завершения. Можно с уверенностью отметить, что результаты плодотворного председательства Узбекистана будут тщательно изучены в нашей стране и за рубежом в эти дни, а со временем они станут предметом научных трудов, посвящённых международным отношениям, внешней политике «Нового Узбекистан» и роли ШОС в формируемом новом мировом порядке.
Пока с уверенностью можно отметить, что Самаркандский саммит подаст пример того, как можно запустить широкий, многосторонний инклюзивный диалог, основанный на принципах взаимоуважения, доверия, конструктивного сотрудничества во имя общей безопасности и процветания, несмотря ни на какие сложные условия в международной арене.
Йигиталиева Нигора Холикуловна, кандидат политических наук,