Информационная служба Сената Олий Мажлиса сообщает, что на 32-м заседании сенаторы обсуждали также закон «О внешней трудовой миграции». В обсуждении участвовали эксперты, а также представители министерств и ведомств, благодаря чему удалось найти неточности в тексте некоторых статей данного закона.
Так, например, в части второй статьи 26 Закона говорилось, что «граждане, выезжающие в рамках организованного трудоустройства для осуществления временной трудовой деятельности за пределами Республики Узбекистан, приравниваются к лицам, получившим статус самозанятого лица, и к ним применяется порядок налогообложения и исчисления размера пенсии, установленный для самозанятых лиц». Четвертая часть той же самой статьи устанавливает для таких граждан необходимость регистрации в информационной системе «Labor-migration». Все это противоречит статье 408 Налогового кодекса РУз, в которой сказано, что «для исчисления трудового стажа самозанятыми лицами, гражданами Республики Узбекистан, работающими за границей по найму на основе трудового договора, налог уплачивается в добровольном порядке в размере не менее одного размера базовой расчетной величины в год». Также нормативно-правовые акты не требуют от граждан регистрации в информационных системах госорганов для того, чтобы они смогли платить налоги, чтобы им рассчитали размер пенсии и трудового стажа. Следовательно, регистрация в информационной системе, как условие предоставления социальных гарантий, предусмотренных для граждан, выезжающих за рубеж с целью осуществления трудовой деятельности, противоречит статье 408 Налогового кодекса РУз и пункту 12 постановления президента РУз от 15 сентября 2020 года.
Еще один недостаток был выявлен в статье 5 нового закона, где говорится о признаках и проявлениях принудительного труда. Сенаторы сочли, что нужно было больше раскрыть эти признаки и проявления. Например, принуждение к выполнению работы ограничено угрозой применения насилия, а то, что возможны и случаи прямого применения насилия – включено в закон не было.
В ходе обсуждения сенаторы указали создателям закона на то, что в нем не отражены нормы о порядке обучения граждан профессиям и иностранным языкам, а также о получении ими сертификатов, признаваемых в других странах, другими словами, недостаточно раскрыты механизмы обучения граждан и подтверждения этого обучения сертификатами.
Законодатели сочли, что присутствие в законе около 30 норм со ссылками отрицательно скажется на непосредственном применении закона, создавая возможности для прецедентов злоупотребления полномочиями в определенных органах.
Итогом сегодняшнего обсуждения стало то, что закон «О внешней трудовой миграции» в нынешнем виде был отклонен.