17 августа в Ташкентском Государственном Аграрном Университете для профессорско-преподавательского состава, аспирантов, докторантов и студентов старших курсов вуза, а также для представителей экспертного сообщества в сфере сельского хозяйства и продовольственных систем был проведён тренинг на тему «Географические указания как инструмент развития сельскохозяйственных производств и брендинга территории сельских регионов Узбекистана на основе традиционных продуктов».
Занятия были проведены с участием национальных и международных экспертов в рамках проекта Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединённых Наций (ФАО) «Укрепление устойчивых продовольственных систем с помощью географических указаний».
Напомним, географическое указание – это знак, наносимый на продукцию конкретного географического происхождения, свойства или репутация которой связаны с ее происхождением. Яркими примерами могут послужить оливковое масло Прованса, шелка Китая и Лиона, самаркандская бумага, баварское пиво, бразильский кофе, шотландский виски, цейлонский чай, виноградники и вина Бордо, Луары и Бургундии. Словом, географические указания представляют собой отличительные знаки о географическом происхождении товаров и продуктов, что является гарантией их качества и особых характеристик.
Как отмечалось на тренинге, благодаря Закону Республики Узбекистан «О географических указаниях», который был разработан также при участии экспертов ФАО, традиционные товары, тесно связанные с местом их происхождения, могут приобретать в Узбекистане статус «географических указаний» и получать правовую охрану в качестве объектов интеллектуальной собственности. А благодаря реализации нынешнего проекта ФАО понятие географических указаний все прочнее входит в жизнь производителей сельхозпродукции Узбекистана.
Цель проекта — способствовать развитию сельских районов Узбекистана посредством широкого внедрения географических указаний, что позволит производителям определять маркетинговые стратегии, повышая осведомленность и укрепляя взаимную заинтересованность участников рынка, включая официальные органы власти и другие группы местных производителей.
Основная задача прошедшего тренинга заключалась в широком информировании общественности и специалистов сферы о географических указаниях как эффективном средстве повышения экспортного потенциала регионов и территориального брендинга. Участники тренинга смогли узнать, каким образом географические указания могут способствовать устойчивому развитию сельских районов, повышению доходов фермерских хозяйств, расширению экспорта сельскохозяйственной и другой продовольственной продукции, а также традиционных ремесленных производств. Кроме того, на занятиях говорилось о том, как природные факторы в сочетании со знаниями и навыками, передаваемыми из поколения в поколение местными сообществами, становятся важнейшими элементами в производстве продуктов с уникальными свойствами.