Дворец Ак-Сарай — один из самых грандиозных памятников эпохи Тимуридов конца XIV — начала XV веков, воздвигнутый в городе Кеше (Шахризабз). Строительство велось непосредственно под руководством самого Амира Тимура. После того, как Тимур уже отстроил довольно большое количество дворцов и крепостей в столице его владений — Самарканде, он пожелал украсить свой родной город Шахризабз дворцом, каких ещё не видели во всей его Империи.
Для этого он созвал сюда самых искусных зодчих и мастеров со всех уголков своих владений. Также, около 50 000 рабов приняли участие в этой крупномасштабной стройке.
В переводе с узбекского «Ак-сарай» — «светлый, величественный», что символизирует безоблачное светлое будущее народа и величие Сахибкирана. Как указывают исторические источники, «белый дворец» строился в период с 1380 по 1404 год. Возведение завершилось за пару месяцев до смерти самодержца.
Декоративные решения, в которых был выстроен Ак-Сарай , подразумевали множество различных стилей и цветовых гамм. Это можно было объяснить тем, что трудились над дворцом мастера из самых разных уголков Азии, которые принесли с собой культуру и художественные мотивы разных народов. Этническая смесь тебризийских, иранских и индийских элементов в исполнении дворца очень гармонично соседствует с красноречиво-выделяющимся темуридским стилем. Все вместе они создают неповторимый живописный образ Ак-сарая.
В настоящее время о былом величии эпохи Тимуридов напоминают лишь два сохранившихся пилона. Здесь были проведены реставрационные работы во всех частях дворца, где это было возможно.
Так, профессор университета Бордо, президент международной ассоциации «Наука и культурное наследие» Макс Швоерер совместно с узбекскими учеными на протяжении многих лет вел научно-исследовательскую работу по изучению Ак-сарая. Уникальность древнего зодчества периода Амира Темура тогда отметил и директор реставрационного предприятия «SOKRA», участвовавший в восстановительных работах в знаменитом Версальском дворце, Патрик Палем. Тогда и французские гости предложили помощь в ремонте и реставрации этого ансамбля.
Но не только иностранные учёные, архитекторы и реставраторы заинтересованы в восстановлени великого Ак-сарая.
Ахмедов Азиз Асатуллаевич (сотрудник Ак-сарая). Родился в городе Шахрисабз. Учился в Ташкенте в художественной школе. Поступил на факультет «реставрации архитектурных памятников», после окончания которого уже на протяжении 22 лет вплотную работает над макетом Ак-сарая.
«Цель постройки такого величественного дворца была для прохождения торговых международных дипломатических отношений. На сегодняшний день от этого дворца сохранилась только половина ворот . В исламской архитектуре вы видите самые большие ворота в мире. Не зря было написано над фасадом: «если сомневаетесь в нашим величии посмотрите на наши постройки». Десять лет шла подготовка к строительству. Среди исламских архитектурных памятников Ак — Сарай имеет особый статус. Остались только два пилона, и те завораживают. Не зря называют Темура архитектором степей. В засушливых местах он возводит сады. Тимур сделал очень большой поворот в истории. Он не кочевал, он строил, развивал на пустырях. Первые мои шаги к макету начались с дипломной работы. Где Ак-сарай, я нарисовал акварелью. Дипломную работу готовил два года. Но я не остался доволен тем, что только нарисовал. Мне захотелось возвести. Подготовка к макету Ак-сарая длилась девять лет. Масштаб к макету выбрал 1:30, для того, чтобы было удобно переносить и работать над ним. Важно, количество кирпичей в моём макете, равны кирпичам в самом Ак-сарае. Помимо макета, также планирую продолжить работу проведённую Максом Швоерером в реконструкции пола внутреннего дворика»-рассказал о своей работе Азиз Ахмедов.
Подобная проведённая работа достойна огромного уважения к самому Азизу. Его вклад в сохранение культурной архитектуры комплекса Ак-Сарай не имеет аналогов.
Гузель КУРТВЕЛИЕВА