Этот человек в прямом смысле отдал музыке жизнь. Причём искал и утверждал себя в ней упорно. С годами он выработал особую колоритную манеру высказывания, в которой даже непосвященный слушатель легко улавливал звуковой «аромат» Востока.
Сегодня за плечами композитора, аранжировшика, исполнителя, педагога Леонида Атабекова создание джаз-ансамбля «Сато», участие в различных джазовых фестивалях, гастроли по городам бывшего Союза, а также музыка, написанная в различных жанрах. Так что его закономерно называют мастером оркестровой джазовой аранжировки. Им озвучено свыше 30 аудиокниг, театральные спектакли и фильмы. Музыка Атабекова звучит в исполнении заслуженного артиста России Георгия Мушеева на ежегодных Кубках Мира по латиноамериканским танцам среди профессионалов, а такие замечательные песни, как «Невеликая награда» на слова Р.Рождественского или «Догорают дотла пожелтевшие листья» на слова Ю.Кадышевой и другие можно услышать в проникновенном исполнении Владимира Брагина.
Леонид родился и вырос в Ташкенте. Обычный мальчишка – школа, спортивные игры со сверстниками во дворе. Говорит, с музыкой вплотную соприкоснулся, когда в четвёртом классе в школьной программе появился новый предмет «Пение», на котором учитель часто играл ученикам на скрипке. Юный Лёня сидел, как завороженный – ему казалось, что звуки издает не инструмент, а звучит человеческий голос. Именно тогда, по его признанию, и возникло «жгучее желание самому провести смычком по струнам». К великому его сожалению, учитель никогда не оставлял скрипку без присмотра, а подойти и попросить у мальчика не хватало смелости. В общем, желание не исполнилось, а вот музыку с тех пор он стал слушать постоянно.
Позже, в седьмом классе Лёня увлёкся радиотехникой и стал собирать детекторные приёмники, а потом и усилители на лампах. А однажды в его руки попал популярный в то время журнал «Радио», в котором он увидел схему одноголосного электрооргана. Сегодня, в век прогрессивной техники, она покажется многим примитивной. А вот тогда схема не только впечатлила, но и зацепила юного техника. В итоге вместе с приятелем он собрал этот инструмент, правда пришлось особенно повозиться с клавиатурой и настройкой. Но это ещё полбеды. Главное – ни Лёня, ни его приятель не умели на нём играть. Поэтому на следующий год юный Атабеков поступил в музыкальную школу в класс баяна, где начал заниматься музыкой. Он был переполнен счастьем, успешно учился, переходя каждый год через класс. В итоге музыкальная школа была окончена за три года, а параллельно и общеобразовательная.
Его одноклассники выбирали вуз по душе, чтобы не только получить высшее образование, но и не ошибиться с выбором профессии, а Леонид мечтал поступить в музыкальное училище, но его мечта в одну секунду разбилась об категоричное заявление папы: «Нет! Ты не будешь музыкантом! Ты будешь инженером, академиком или кем-то ещё, но не музыкантом!». Поэтому, подчинившись воле родителя, он поступил в Политехнический институт на энергетический факультет.
Но судьбу не обманешь. На первом же курсе Леонид собрал вокруг себя единомышленников и создал факультетский оркестр. Этот студенческий коллектив играл на различных вузовских вечерах, торжественных мероприятиях.
Леонид Атабеков с композитором Эдуардом Каландаровым
Вот как об этом вспоминает Ян Лифиц, в прошлом студент Ташкентского политехнического института и блистательный капитан вузовской команды КВН: «Это был период с 1966 по 1969 годы. Ребята буквально зажигали своими выступлениями всех и везде. К нам приходили студенты из других вузов. Позже факультетский оркестр слился с институтским оркестром. Таким образом, был создан эстрадный биг-бенд, который через полгода возглавил Лёня Атабеков. Он был и остаётся для меня очень талантливым музыкантом и просто хорошим человеком. В репертуаре биг-бенда было много известных советских песен и джаз, который я любил, как и эти энергичные и эмоциональные ребята. А как его не любить? Ведь джаз – это музыка, наполненная страстью и изобретательностью, музыка, не знающая границ и пределов. Ребята исполняли произведения Дюка Эллингтона, Каунта Бейси, Куинси Джонса и многих других с точностью, особым стилем и свингом как будто это был профессиональный оркестр».
А руководитель биг-бенда, чувствуя, что с его начальным музыкальным образованием, ему не хватает профессиональных знаний, стал на правах вольнослушателя посещать в консерватории занятия по гармонии и теории музыки. В освоении музыкальной науки Атабекову помог замечательный музыкант и человек Дмитрий Исаакович Штерн – музыковед, успешно совмещавший педагогическую деятельность с исполнительской. Это он подготовил эстрадно-джазовый базис, ставший в дальнейшем основой для развития джаза в Узбекистане. Сегодня Леонид с большим теплом вспоминает его. Уроки Дмитрия Исааковича не прошли даром, ведь его взрослый ученик научился «снимать» аранжировки известных коллективов для своего оркестра, познакомившись и со свингом, и с мейнстримом. Он постоянно слушал фонограммы и создавал партитуры для своего оркестра, состав которого был полным джаз-бендом, включающим пять саксофонов, четыре трубы, четыре тромбона и солидную ритм-секцию. Уровень его коллектива был настолько высок, что в него стали приходить студенты из музыкального училища и консерватории, в числе которых были тромбонисты Павел Виллемсен и Игорь Халиков (ныне директор ансамбля «Ялла»). Пел в джаз-бенде и будущий народный артист Узбекистана Фаррух Закиров.
Джаз стал родной темой Атабекова. И везде – на разных музыкальных вечерах, в компаниях – Леонид всегда импровизировал в джазе, включая срочную службу в армии, где он служил музыкальным руководителем армейского эстрадного ансамбля. Лёня был очень работоспособным музыкантом и при этом всегда эмоционально пропускал всё через себя. Он играл на многих музыкальных инструментах: баяне, фортепиано, флейте, саксофоне, гитаре, контрабасе. В армии, где Атабеков служил музыкальным руководителем армейского ансамбля «Полёт», он увлёкся сочинением музыкальных миниатюр, заложивших основу для последующих композиторских работ. Эта яркая страница жизни моего героя была связана с Ташкентом.
Леонид Атабеков (крайний справа) с музыкантами Ферганского ансамбля Дома офицеров
А потом была Фергана – жемчужина Узбекистана. После армейского ансамбля Леониду Атабекову было очень легко руководить ансамблем Дома офицеров, в котором тогда работали лучшие музыканты этого города, среди которых были увлечённые музыкой, целеустремлённые и мотивированные люди. Многие из них впоследствии стали известными музыкантами. Так, например, Юнус Гульзаров, ныне заслуженный артист Республики Узбекистан, Урьяне Кенжикаева – заслуженная артистка Республики Крым, Анатолий Гринченко – видный композитор православной музыки, Евгения Оксенгендлер и другие. Несмотря на успех коллектива, Леонид понимает, что ему необходимо получить профессиональное музыкальное образование, и он поступает в Ферганское музыкальное училище, где занимается по классу флейты.
Но магия джаза — вечного драйва — не даёт угаснуть блеску в его глазах. И в 1974 году он создаёт джаз-ансамбль «Сато», название которого позже стало синонимом не только узбекского, но в целом и среднеазиатского джаза. В его состав, окончательно сформировавшийся в 1978 году, вошли невероятно талантливые музыканты. Это Энвер Измайлов – выпускник музыкального училища по классу фагота, самостоятельно освоивший гитару. Слушая его игру, поражаешься фантастическим пассажам, звучащим подобно таким народным струнным инструментам, как сато, дутар или индийский ситар. Сегодня Энвер всемирно известный музыкант, создавший свой неповторимый стиль игры, называющийся «тэппинг». Неизгладимое впечатление оставляла игра Наркета Рамазанова (флейта и саксофон) – изумительного музыканта, тонко чувствующего музыкальную ткань, выпускника Ташкентской консерватории, который до этого много лет работал в оркестре Узбекского радио. Прекрасно играл на клавишных Риза Бекиров – также выпускник консерватории по классу виолончели. Синтезаторы были его хобби, великолепный импровизатор, он очень любил музыку Эмерсон, Лайк и Палмер, влияние которых ощущалось в его импровизациях. Неповторим был на этнических ударных инструментах Давид Мататов – высокопрофессиональный музыкант, энтузиаст, приезжавший на репетиции из Андижана, а вот за ударной установкой творил юный Андрей Атабеков – сын Леонида, ставший впоследствии одним из лучших перкуссионистов России.
Джаз-ансамбль «Сато»
С этого момента начинается новая эра в жизни Атабекова-старшего, ставшая горячими годами семидесятых-восьмидесятых. Он впечатлён, он на подъёме, подружился с ребятами. Леонид самозабвенно работает со своими музыкантами, чтобы добиться от них профессионального звучания. Вскоре ансамбль снискал любовь публики, показав невероятную компетентность и беглость. Исполнение музыкантов было настолько ярким, что «Сато» быстро становится широко известным в Фергане. Его репертуар составляли обработки этнического мелоса. Поначалу ансамбль играл на свадьбах известные народные мелодии в джазовой обработке, а потом стал расширять репертуар, включая пьесы, автором которых был их руководитель.
В 1977 году при непосредственном участии Леонида в Фергане открывается джаз-клуб «САТО» и состоится Всесоюзный джазовый фестиваль, в котором приняли участие музыканты из Ташкента, Москвы и других городов бывшего Союза. Так жемчужина Узбекистана, о которой на фестивалях раньше и не слышали, становится заметной джазовой точкой – яркой, пульсирующей. Всего этих джазовых форумов было три. И во всех ансамбль «Сато» принимал участие. На коллектив сразу обратили внимание. Необычайная одаренность и мастерство музыкантов позволяли им не только имитировать, а воссоздавать подлинное звучание народных инструментов.
Впрочем, процитирую прибывшего на Ферганский фестиваль теоретика джаза Леонида Переверзева: «Поиск самобытного языка и новой художественной образности путём объединения синтеза тех принципов джаза, которые стали ныне международными, с выразительными средствами и формами национальной узбекской музыки, а через неё – и со всей музыкальной культурой Средней Азии. Ближе всего к этой цели удалось подойти ансамблю «Сато», руководимому Леонидом Атабековым, в композиции А. Якубова «Восточные новеллы».
Благодаря фестивалям коллектив обрёл много друзей. В то время он был на подъёме. Начались концерты в разных городах бывшего Союза и везде «Сато» сопровождал успех и горячий приём слушателей. Музыканты играли не традиционный джаз, а самобытную народную музыку, ставшую их «изюминкой». Это был удивительный микс джаз-рока, среднеазиатской и крымско-татарской музыки, воплощённый в музыкальных образах и аранжировках Леонида Атабекова, Энвера Измайлова и их коллег. Любители джаза стонали от восторга.
Леонид Атабеков с Юрием Башметом, Никитой Михалковым и коллегами после открытия XXI Московского международного кинофестиваля
«Для меня Лёня Атабеков, говорит известный саксофонист Юнус Гульзаров, – олицетворение элегантного музыканта, рыцаря джаза. У него как-то прекрасно сочетались и сочетаются интеллигентность, мягкость и грандиозная принципиальность. Он всегда всё понимал. И был настолько талантливым человеком, что умел эту свою принципиальность и решительность выражать в очень каких-то добрых формах. Он приложил огромные усилия, чтобы у нашего джаза была возможность обращаться к аудитории, чтобы у него вообще была аудитория, чтобы джазовая жизнь в Фергане существовала не только в воображении, и здесь его заслуги трудно переоценить. Всякий раз, попадая на выступления «Сато», я чувствовал себя на празднике жизни. Лёня воспитал целое поколение джазовых музыкантов, сыграв немаловажную роль и в моей творческой биографии».
В 1986 году в свет выходит виниловая пластинка «Эфсане» («Легенда») – очередная яркая работа «Сато», записанная на самой современной по тем временам аппаратуре ташкентского филиала всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия» звукорежиссёром Валентином Селютиным, ставшая его последней работой и заметным событием в джазовом мире. Кстати, на всесоюзном конкурсе грамзаписи 1986 года было отмечено высокое качество записи этого альбома. Позже вышел второй диск-гигант коллектива «Передай добро по кругу», одну из пьес которого музыканты посвятили памяти Селютина. Оба альбома быстро разошлись не только в Фергане, но и далеко за её пределами.
К великому сожалению, в конце 80-х годов коллектив распался. Это было время, когда начал разваливаться Советский Союз, и у крымских татар, как и у многих других, появилась возможность вернуться на историческую родину. Они стали покидать Фергану. Не стали исключением и музыканты «Сато». Вскоре в истории коллектива была поставлена точка. Сегодня джазмены Узбекистана с ностальгией его вспоминают, ведь «Сато» – это был не просто джаз-ансамбль, это было одно из самых красивых явлений в узбекской джазовой культуре. Жизнь разбросала этих музыкантов по всему миру. И у каждого из них началась своя история. Однако, оказавшись в разных странах, они связи друг с другом не теряют.
Уехал из Ферганы и Леонид. Сегодня он живёт в России. Переиздал на CD обе пластинки своего коллектива. Сожалеет, что фотографий периода «Сато» очень мало: «тогда ребята не думали об истории, а просто занимались любимым делом». Он безгранично им благодарен, что они были в его жизни. С теплом вспоминает он и известного композитора, пианиста и дирижёра Эдуарда Каландарова, оказавшего на него большое влияние, дружбу с которым пронёс с середины 60-х годов прошлого века до недавней кончины мэтра. Своим главным приоритетом Леонид Атабеков по-прежнему считает музыку.
Сборник пьес «Аладдин» для кларнета, флейты и фортепиано
Недавно издал сборник пьес «Аладдин» для кларнета, флейты и фортепиано, а также альбом для юношества «Сочинения для фортепиано». В этот опус вошли одиннадцать разных по жанрам и характерам произведений малой формы от классического направления до эстрады и джаза. Безусловно, оба альбома нашего земляка помогут юным музыкантам в совершенствовании своего исполнительского мастерства. Гордится Атабеков и диском «Мой путь» заслуженного артиста России Георгия Мушеева и российской группы «Семь ветров», в котором десять из пятнадцати песен написаны им самим. Они произвели неизгладимое впечатление не только на поклонников песенного жанра, но и на других музыкантов. У группы есть ещё два диска с их оригинальной музыкой. Вместе с этими музыкантами мой герой создал уникальную российскую музыку и к латиноамериканским танцам, которая сегодня звучит во всём мире. В России его композиторский талант раскрылся в полной мере.
Леонид Атабеков (в центре) с Георгием Мушеевым (третий слева) и группой «Семь ветров»
Сегодня Леонид Атабеков продолжает работать. Им написаны ещё два альбома: один для фортепиано, в который вошли произведения крупной формы, а другой – для кларнета и фортепиано. Впереди немало планов. Ведь без музыки он не мыслит своей жизни, и финишную черту очерчивать не собирается.
Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото из архива Леонида Атабекова