Относительная новая система цифровой маркировки начала давать свои плоды. В первую очередь – повысились налоговые поступления от реализации подакцизных товаров, заметно обеление рынка, повысилась здоровая конкуренция и наблюдается рост экспорта. Но обо всем по подробнее.
1 января 2021-согласно Постановлению Кабинета Министров №833, был дан старт обязательной маркировки подакцизных товаров. В течение 2020-года участники данного сегмента протестировали систему в рамках пилотного проекта. Это помогло поближе познакомиться с нововведением, обучить персонал, подобрать необходимые технологические и операционные решения.
«Пилотный проект пришелся на пандемию, это сильно сказалось на осуществлении проекта, потому что мы были ограничены в элементарном физическом передвижении, — делится впечатлениями начальник отдела развития цифровых технологий “Tashkent Tobacco” Муроджон Холматов. — К нам приезжали специалисты из нескольких стран: Россия, Германия, Сербия и Румыния. После старта тестового периода маркировки на фабрике были произведены существенные изменения в процессах. Все эти активности были осуществлены за короткие 4 месяца и уже 1 января 2021-года мы запустили цифровую маркировку в обязательном порядке. Так же отдельно надо отметить поддержку со стороны оператора системы цифровой маркировки” CRPT TURON”.»
Необходимость системе прокомментировал и первый заместитель директора СП ООО «Премиум Узбекистан» Александр Жуков:
«Внедрение системы цифровой маркировки позволит максимально исключить из оборота нелегальную продукцию. Конечно, добросовестные производители, при этом, незначительно потеряют в деньгах, за счет приобретения и установки некоторого дополнительного оборудования и программного обеспечения, однако благодаря цифровой маркировке, они имеют возможность увеличить объёмы своих производств за счет исключения из оборота и реализации в торговых точках нелегальной продукции и, соответственно, роста оборота легального рынка».
Увеличение акцизных поступлений
«По итогам первого года производства маркированной продукции продажи 2-х табачных компаний увеличились на 586,8 млрд.сум (+15,2%) по сравнению с предыдущим годом. Акцизные поступления за этот же период увеличились на 285,8 млрд.сум (+17,3%).» — рассказал заместитель председателя Налогового комитета Республики Узбекистан Алимджан Файзибаев в ходе апрельской сессии, которая проходила в Ташкенте в рамках международной выставки «Иннопром 2022. Центральная Азия».
Стоит отметить, что налог с подакцизных товаров составляет 10% от общего гос.бюджета. По данным ГНК, в сравнении с 2020-годом в 2021-году сбор данного налога составил 12% (в 2020-году – 10%) и увеличил поступления до отметки 12,779 млрд.сум. Для сравнения, в 2020 году эта цифра была равна 10,839 млрд.сум.
Обеление рынка
О положительной динамике развития рынка рассказал и менеджер Товарной группы «Алкогольная продукция» оператора системы Asl Belgisi Тимур Иргашев:
«На сегодняшний день можно наблюдать интересную динамику на рынке алкоголя в Узбекистане. За полтора года внедрения маркировки мы наблюдаем следующее:
Во-первых: количество компаний, которые занимаются производством алкоголя и пива, в прошлом году было 61, а на данный момент их уже 75. За полтора года в индустрии добавилось еще 14 производителей. Эти цифры говорят о том, что маркировка выводит из тени незаконных производителей;
Во-вторых: Импорт алкогольной продукции по отношению к прошлому году вырос в 2 раза. За первые 5 месяцев 2021-года количество заказанных кодов составило 442 тысячи единиц, а в 2022 году за этот же период – более 837 тысяч кодов. Мы наблюдаем динамику обеления рынка и прирост импорта;
В-третьих: особо хотелось бы отметить, что большой рост наблюдается в сегменте производства пива – увеличилось количество заказа кодов местными пивоваренными. Если сравнивать 2021 и 2022 года, то можно смело сказать, что объемы производства увеличились на 30-35%.»
Данную динамику подтвердил и старший государственный налоговый инспектор ГНК Ахмадбек Файзиев:
«На сегодняшний день все участники оборота алкогольной продукции, а это 78 местных производителей, 25 импортеров, 141 оптовый дилер и около 11 тысяч розничных магазинов охвачены системой цифровой маркировки.
Обеление рынка уже проявляет себя в положительной динамике производства, сокращении практики реализации в розничной сети немаркированной продукции, расширении каталога алкогольной продукции, на которую запрашиваются коды. Отдельное влияние на это, в частности, оказала и установленная с июня этого года ответственность за нарушение правил цифровой маркировки.
Так, за счет наметившегося сокращения теневого и контрафактного оборота наблюдается рост показателей потребления оригинальной продукции. Так, 10 крупнейших алкогольных заводов в мае этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличили свои продажи на 44,2%, остальные предприятия отрасли – на 13,8%.»
Привлечение новых инвестиций и рост экспорта
Обеспечение прозрачности рынка и защита прав честных производителей способствовали привлечению иностранных инвестиций в данный сегмент, а также помогли увеличить долю экспорта. Так, в мае этого года стало известно о выделении Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) кредита в размере более 14 миллиона долларов на модернизацию производства UzCarlsberg. Один из крупнейших производителей пива в нашей стране в числе первых внедрил у себя на производстве систему маркировки.
«Благодаря тому, что мы внедрили цифровую маркировку с января 2021 года в Узбекистане, к запуску цифровой маркировки в Киргизии (в сентябре) у нас уже имелось всё необходимое оборудование к получению кодов маркировки и кодов агрегации от киргизского оператора. Это помогло нам сохранить и увеличить наши производственные обороты.
Узбекистан вовремя внедрил систему, подготовил производителей и импортеров к новому требованию времени. Система цифровой маркировки помогла нам не просто сохранить свой экспорт, но и увеличить его!» — добавил начальник отдела развития цифровых технологий “Tashkent Tobacco” Муроджон Холматов.
Инструмент общественного контроля
Цифровизация способствовала обеспечению потребителей эффективным инструментом общественного контроля – мобильным приложением “Asl Belgisi”. Его активные пользователи, а их количество превысило отметки 11 тысяч, ежедневно проверяют на подлинность товары, тем самым способствуя обелению рынка, борьбе с контрафактом и контрабандой.
https://apps.apple.com/uz/app/asl-belgisi/id1548917774
https://play.google.com/store/apps/details?id=asllikbelgisi.uz
«Общественный контроль существенно поможет нам в борьбе с контрафактом табачной продукции, увеличит поступление налогов в гос. бюджет и помогает контролировать качество выпускаемой нами продукции. «Asl Belgisi» очень удобное приложение для потребителя поскольку позволяет на месте проверить подлинность приобретаемой продукции. Оно просто и доступно в использовании. Также благодаря мобильному приложению можно получить всю потребительскую информацию. При обнаружении же нелегальной продукции – отправить сообщение о нарушении в регулирующие органы. Что позволит в разы увеличить скорость чистки рынка от серой табачной продукции.»- прокомментировал Муроджон Холматов.
Мнение представителей государственных органов, участников оборота товаров и статистика доказывают, что внедрение системы цифровой маркировки Asl Belgisi стало своевременным решением Правительства, и помогло найти ответы острым вопросам, которые тормозили рост производства и экспорта, негативно сказывались на налоговых и таможенных поступлениях, а также оставляли на «закрытым занавесом» недобросовестных игроков рынка.
Разве жто повысит качество товара… как производили суррогат, так и будут производить…
Надо как в Беларусии вводить ГОСТы на все товары… и никаких ТУ!!!