Главной задачей Узбекистана во внешней политике является превращение Центральной Азии в процветающий и устойчиво развивающийся регион, в пространство дружбы и доверия. В связи с этим важное значение отдается укреплению взаимодействия с соседними странами и близлежащими регионами. При этом Узбекистан всегда уделяет особое внимание Афганистану как неотъемлемой части Центральноазиатского пространства и ведет активную внешнюю политику по достижению мира и спокойствия.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в своих выступлениях на международной арене подчеркивает важность темы Афганистана. Так, предложения и рекомендации по стабилизации ситуации в Афганистане и восстановлению социально-экономической инфраструктуры прозвучали на площадках ШОС, СНГ, ООН, ОЭС, ОТГ и в рамках других международных форумов. В свою очередь, позиция Узбекистана по данному вопросу находит поддержку на международном уровне.
Таким образом Узбекистан считает, что диалог с новыми властями в Афганистане должен быть направлен на формирование условий, способных трансформировать их в ответственную политическую силу, стремящуюся жить в мире и согласии с соседями и международным сообществом.
Необходимо отметить, что несмотря на ограничения в условиях пандемии данная активная региональная внешняя политика последовательно продолжалась. В частности, на конференции «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности» прошедшей в Ташкенте в июле 2021 года страны Центральной и Южной Азии проявили солидарность в афганском вопросе. Страны также особо отметили основополагающую роль, которая отводится Афганистану в восстановлении сотрудничества между двумя регионами, т.к. он выступает в роли транзитной страны между Центральной и Южной Азией.
Таким образом, обеспечение социально-экономической стабильности в Афганистане будет тем катализатором, который позволит усилить сотрудничество между странами Центральной и Южной Азии. В частности, это позволит расширить возможности развития трансрегионального взаимодействия и осуществления совместных проектов в транспортно-коммуникационной сфере, включая проекты по строительству новых транспортных коридоров.
Новые сухопутные транспортные коридоры открывают масштабные перспективы. Одним из таких транспортных коридоров является Трансафганский железнодорожный проект «Мазари-Шариф–Кабул–Пешавар», который будет способствовать развитию регионального сообщения и торговли между странами Центральной и Южной Азии. Реализация данного проекта откроет доступ к крупным морским портам Пакистана и сократит время перевозки грузов из и в Узбекистан с 35 до 3-5 дней. Также стоит отметить, что стоимость перевозки снизится почти в три раза. Данные факторы будут способствовать тому, что годовой объем перевозок грузов по данному маршруту может достигнуть 10 млн тонн.
Необходимо отметить, что данный маршрут имеет дополнительные возможности и перспективы, которые открываются при реализации проекта строительства железнодорожной линии «Китай – Кыргызстан – Узбекистан». Это позволит Центральной Азии стать связующим звеном между Южной Азией и Китаем и будет способствовать увеличению товарооборота, а также транзиту через Афганистан.
Реализация такого крупного трансрегионального проекта потребует создания перевалочных центров на стыковых станциях Афганистана для решения вопроса пограничного железнодорожного перехода. Это связано с тем, что на сегодняшний день страны вдоль Трансафганской железной дороги имеют разную ширину колеи. Так, Пакистан и Индия использую железнодорожную колею шириной 1676 мм, в свою очередь, в странах Центральной Азии функционируют железнодорожные пути с шириной колеи 1520 мм, а в Китае ширина колеи равняется 1435 мм.
Особенностью перевалочных центров Афганистана будет то, что они будут иметь не только традиционные способы железнодорожных переходов, но и переводные пути для вагонов с раздвижными колесными парами, которые сокращает время груза в пути и не требует дополнительных манипуляций с грузом и вагонами на перевалочных центрах в местах стыковки колеи с различной шириной.
Реализация межрегионального железнодорожного проекта будет способствовать развитию в Афганистане транспортной и прочей инфраструктуры вдоль пролегания железной дороги. Это создает возможности для правительства страны по вовлечению в экономический оборот крупных месторождений меди, олова, цинка, железной руды, мрамора, гранита, травертина и других полезных ископаемых, что также будет способствовать созданию новых рабочих мест.
Согласно отчету[1] Министерства горнорудной промышленности и нефти Афганистана, в стране имеются неиспользованные полезные ископаемые на сумму не менее 1 трлн долларов: более 2,2 млрд тонн железной руды, 1,3 млрд тонн мрамора и 1,4 млн тонн редкоземельных минералов. Однако, по мнению экспертов[2]стране требуется как минимум от семи до десяти лет, чтобы начать крупномасштабную добычу полезных ископаемых, которая бы стала основным источником дохода.
Несмотря на объем имеющихся в Афганистане полезных ископаемых, доля этого сектора в ВВП страны составляет всего 1,56%[3]. При этом доход государства от шахт страны может достичь 1 млрд долларов в год, что приведет к росту горнодобывающего сектора в ВВП страны до 20%.
Таким образом, реализация в Афганистане проектов по проведению геологоразведочных работ по поиску месторождений полезных ископаемых (твердых нерудных материалов, в том числе мрамора, гранита, других видов природных облицовочных материалов, а также редкоземельных металлов) и организация их добычи и первичной обработки создадут предпосылки для восстановления экономики, обеспечения занятости и стабильного источника доходов для населения. В свою очередь, данные факторы будут способствовать установлению в стране стабильной социально-экономической ситуации и обеспечению мира и благополучия афганского народа.
На сегодняшний день в мире наблюдается высокий мировой спрос на металлы, особенно на медь, литий и редкоземельные элементы, которые необходимы для растущих рынков возобновляемых источников энергии и электромобилей.
Таким образом, одним из перспективных направлений для Афганистана можно считать проекты по добыче меди, как материала, широко используемого в электротехнической отрасли (более 70% всей производимой меди идет на электротехнические изделия).
Суммарные ресурсы меди в Афганистане по всем известным месторождениям составляют около 57,7 млн метрических тонн[4]. Стоимость ресурса составляетпримерно 516 млрд долларов. Это «неизведанные» ресурсы – идентифицированные, но не полностью изученные и оцененные. Разработка данных месторождений и добыча меди на них может позволить Афганистану войти в пятерку крупнейших стран мира по запасам меди и в число крупных игроком на рынке полупроводников.
Также страна имеет большие запасы таких редких металлов как бериллий, торий, тантал, ниобий. Эти металлы широко используются в современном авиа- и ракетостроении. Легкодоступность запасов этих металлов позволяет Афганистану освоить их добычу в более короткое время.
Освоение и развитие добычи полезных ископаемых в Афганистане может способствовать ускорению процессов зеленого перехода в странах Центральной и Южной Азии, а также во всем мире. В числе богатых природных ресурсов в Афганистане имеются большие залежи лития, используемого в производстве электромобилей. В докладе Пентагона от 2010 года, в частности, утверждается, что Афганистан мог бы стать «литиевой Саудовской Аравией»[5].
Таким образом, реализация данных проектов позволит интегрировать Афганистан в систему трансрегиональной взаимосвязанности. Это, в свою очередь увеличит интерес внешних партнёров к осуществлению новых инфраструктурных проектов и развитию промышленной кооперации в регионе. В то же время реализация этих инициатив невозможна без активного участия международных институтов в их финансировании.
Сегодня Узбекистан в рамках различных международных форматов на системной основе привлекает внимание мирового сообщества к афганской проблематике, выдвигает инициативы и предложения в этом направлении. В частности, Узбекистан выступает за задействование потенциала ШОС, которая объединяет более 20 государств в статусе членов, наблюдателей или партнёров по диалогу, в том числе всех соседей Афганистана и двух членов Совета безопасности ООН. Только на страны-члены ШОС приходится более 80% внешней торговли Афганистана, почти 100% импорта электричества, пшеницы и муки.
За последние 2 года Узбекистан четыре раза – в сентябре и декабре прошлого года, а также апреле и июне т.г. направил гуманитарную помощь афганскому народу, состоящую из продовольствия, медикаментов, одежды и угля, её совокупный объём составил более 8400 тонн.
Инициатива Узбекистана о создании под эгидой ООН многофункционального транспортно-логистического хаба в приграничном узбекском г. Термез для доставки в Афганистан гуманитарной помощи уже получила признание многих государств мира. Кроме того, узбекские специалисты завершили работы по восстановлению деятельности международного аэропорта в г.Мазари-Шариф.
В июле текущего года начались экспедиционные работы на территории Афганистана для определения маршрута и технико-экономического обоснования совместного проекта Узбекистана, Пакистана и Афганистана по налаживанию железнодорожного сообщения между Термезом и Пешаваром.
Для поддержания экономики и социальных объектов Узбекистан продолжает покрывать около 52% импорта электроэнергии Афганистана. Также, наша страна обеспечивает работу транспортного узла, через который идет около 50% афганского импорта – продовольствия, медикаментов и нефтепродуктов.
В целом реализация трансрегиональных проектов в Центральной и Южной Азии будет являться хорошем подспорьем для достижения мира и стабильности в Афганистане. Это, в свою очередь, открывает новые возможности для достижения социально-экономического благополучия в стране, привлечения иностранных инвестиций в новые проекты, налаживания связей с зарубежными странами и интеграции в мировое сообщество.
Ориентация мировой экономики на зелёную тансформацию и применение зеленых технологий требует увеличение использования соответствующих ресурсов. Афганистан как страна богатая необходимыми полезными ископаемыми может стать тем катализатором, который позволит ускорить процесс зеленой трансформации.
Таким образом, налаживание процессов взаимодействия правительства Афганистана с другими странами относится к вопросу, входящему в интересы всех стран мира. Необходима скоординированная работа и сотрудничество между странами для достижения наилучших результатов в привлечении внимания мировой общественности к Афганистану и раскрытию его потенциала в процессах, происходящих в мировой экономике.
Умид Абидхаджаев, директор Института прогнозирования и макроэкономических исследований, д.э.н.
[1] Mining sector roadmap // Afghanistan’s Ministry of Mines and Petroleum, 2019. URL: https://momp.gov.af/sites/default/files/2020-07/MoMP%20Roadmap-1-merged.pdf
[2] Scott L. Montgomery. Afghanistan has vast mineral wealth but faces steep challenges to tap it // «The Conversation» Academic rigour, journalistic flair. URL: https://theconversation.com/afghanistan-has-vast-mineral-wealth-but-faces-steep-challenges-to-tap-it-166484
[3] Yasir Rashid. Afghanistan’s Economic Potential // Center for Iranian Studies in Ankara. URL: https://iramcenter.org/en/afghanistans-economic-potential/
[4] Scott L. Montgomery. Afghanistan has vast mineral wealth but faces steep challenges to tap it // «The Conversation» Academic rigour, journalistic flair. URL: https://theconversation.com/afghanistan-has-vast-mineral-wealth-but-faces-steep-challenges-to-tap-it-166484
[5] Сибель Морроу, Ульвия Амуева. Афганистан — мировой кладезь полезных ископаемых // Агентство «Анадолу». URL: https://www.aa.com.tr/ru/мир/афганистан-мировой-кладезь-полезных-ископаемых/2343640
Уже сейчас надо задуматься о создании учебных заведений и центров по подготовке специалистов (в том числе укороченных курсов) на территории Узбекистана.
Что касается обучения женщин Афганистана различным профессиям, думаю в Узбекистане можно разработать специализированную методику с учётом особенностей этой страны. Понятно, что это потребует больших усилий и времени, но это выполнимо, и со временем оправдает затраты. Но начинать это надо уже сегодня.