Начало июля мы пережили в тревоге и надежде что скоро все это закончится и вновь на земле братского Каракалпакстана установится мир и стабильность. Так оно и случилось. То, что произошло в Нукусе еще предстоит изучить, а правовую оценку дадут специалисты силовых ведомств.
В столь тревожной ситуации, подчеркнул президент Ш.Мирзиёев – укрепление дружбы и согласия между представителями разных наций и религий, обеспечение стабильного и непрерывного развития страны, повышение созидательного потенциала народа и его уверенности в завтрашнем дне являются не только задачей, но и человеческим долгом каждого из нас, прежде всего руководителей и ответственных лиц.
В истории государственности нашей страны есть немало примеров того, когда строительство сильного централизованного государства осуществлялось только благодаря высокой культуре и духовному богатству народа.
Народы Узбекистана объединяет общая история и культура, которые оказали значительное влияние на развитие мировой цивилизации. Сегодня можно утверждать о единстве в многообразии республик Узбекистана и Каракалпакстана.
Наши народы связаны узами дружбы и братства, как гармонично сказал президент Узбекистана Ш. Мирзиёев – «Я сын не только узбекского народа, но и каракалпакского». А обращаясь к депутатам Жокаргы Кенеса, президент указал – «… судьба Каракалпакстана – это судьба Узбекистана, счастье и благополучие каракалпакского народа – это счастье и благополучие всего узбекского народа».
Все это подтверждает главную мысль названия нашей статьи у Узбекистана и Каракалпакстана – одни исторические корни и общее будущее.
В истории обоих государств описаны кочевые племена «саки-тиграхауда» (саки в остроконечных шапках), которые проживала в Приаралье и низовьев Сырдарьи. Согласно историческим источникам, «саки-тиграхауда» считаются древними предками каракалпаков. Позже во II-VI веках н.э. произошла миграция тюркских племен с территории Алтая и Восточного Туркестана. Произошла ассимиляция кочевых тюркских и коренного сакского населения, в результате чего появились две новые этнические общности печенеги и огузы. Именно племена печенегов легли в основу этнического формирования каракалпаков.
И узбекский, и каракалпакский языки относятся к тюркской группе языков. Как отмечают сами старейшины Каракалпакии, — каракалпаки и узбеки — один народ с двумя языками. Оба народа исповедуют ислам суннитского толка. А в XVIII веке и узбеки, и каракалпаки сражались с общим врагом иранским шахом Нодир-шахом. Эта страница истории ярко описана в историческом дастане «Кирк-киз», главной героиней которого является каракалпакская принцесса Гулойим и ее возлюбленный хорезмиец Арслан.
Одной из ярких страниц истории Узбекистана являются ученые, которые своей славой вышли за рамки известности региона и получили мировое признание, среди них: Мухаммад ибн Муса ал-Хорезми, Ахмад аль-Фергани, Абу Наср Фараби, Абу Али ибн Сино и другие.
У братской Республики Каракалпакстан особо выделяются дастаны – «Алпамыш», «Едигей», «Маспатша», «Коблан», «Шарьяр», «Кырык кыз», «Гарип Ашык», «Ер Шора», «Бозуглан», «Ер Зийуар», «Курбанбек», «Каным», «Саятхан-Хамре», «Горуглы», «Юсуп-Ахмет», «Бозаман», «Илимхан», «Даулетиарбек» и др, которые имеют древнюю историю, воплотившую в себя жизнь и борьбу каракалпакского народа за независимость, установление своей государственности, особенностях мироощущения, бытования, культуры, образования и всех других сторон жизни и тоже получили мировое признание.
Иcторико-культyрнoе знaчeние силы устного народного творчества заключaетcя и в том, чтo они в тeчениe вeкoв оказывaли сyщеcтвeнное влияние на формиpование эстeтичecкиx норм и нациoнaльнoгo xapaктepa каракалпаков. Они пpививaют любoвь кo вceмy пpeкpacнoмy, вoзвышeннoмy, вкyc к иcкyccтвy, пoэзии, мyзыкe, кpacoтe чeлoвeчecкиx кaчecтв.
В произошедших событиях имело место знание организаторов, как каракалпаки относятся к дастанам. Дело в том, что в социальных сетях были выложены не просто воззвания, а целый ряд поэтических призывов, которые искажали суть происходящих событий.
Это показывает, что организаторы антиконституционных действий заранее изучили антропологические характеристики каракалпакского народа. Это действительно исторический и культурный факт – потомки кочевых этносов с особым трепетом относятся к поэтическим воззваниям и песням про батыров. Это стало наживкой для каракалпакского народа, в который были втянуты и молодые люди. В итоге, молодежь Каракалпакии попала под влияние внешних подрывных сил и, поддавшись эмоциям, совершила противоправные действия.
На сегодняшний день, в Каракалпакстане установлен мир и порядок, жизнь возвращается в прежнее русло. В этой ситуации большая заслуга руководства нашей страны в лице президента Ш.Мирзиёева, который сделал ставку нашу многовековую дружбу и братство узбекского и каракалпакского народов, на нашу единую историю и общее будущее — мирное, стабильное и благополучное.
То, что произошло в Нукусе, требует от нас быть более бдительными и чуткими. Сегодня важно прилагать все усилия для поддержания мира и спокойствия в Узбекистане, во всех ее уголках без исключения.
Турсунова Ранохон – доктор исторических наук, доцент кафедры «Политология» УМЭД.