back to top
13.3 C
Узбекистан
Среда, 27 ноября, 2024

Ольга Доброхотова: памяти музы маэстро Федосеева

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

В  прошлую пятницу, 17 июня, сидя в уютном кругу коллег и студентов Государственной консерватории Узбекистана, я с теплом и нежностью вспоминала Ольгу Ивановну Доброхотову – выдающегося российского музыковеда, супругу и  музу  народного артиста СССР, дирижёра Владимира Федосеева, рассказывая в тот вечер о своём знакомстве с этой удивительной парой…

А через два дня Ольги Ивановны не стало… Эта печальная новость настолько ошеломила меня, что я чуть не задохнулась. Какое страшное и неожиданное известие! Поистине никто не знает, что нас ждёт, и надо дорожить каждым днем, каждой минутой, отпущенной нам судьбой. Ольга Ивановна собиралась написать книгу о встречах с удивительными людьми, причём много лет собиралась. «Если Бог даст, – сказала она в одном из интервью, – то, может, работа над книгой ещё впереди…». Видимо, не успела, хотя три очерка, опубликованные лет 10 назад, мне посчастливилось прочесть. Но об этом позже.

Помню, как подростком, ждала её авторские программы «На улице Неждановой», «Фестивали, конкурсы, концерты», «Час Большого симфонического оркестра», которые она вела легко и интересно. Я росла на этих передачах, впитывая её глубокие и интересные экспозиции к ним. Это было всегда профессионально, это были настоящие шедевры. Доброхотову неизменно отличали огромная эрудиция и безупречный вкус. Я училась на её выступлениях. Она была моим кумиром,  и я сказала ей об этом, когда судьба  подарила мне встречу  и знакомство с ней после концерта маэстро Федосеева в Цюрихе. Сколько тепла и света излучала моя небожительница в тот вечер, как и в две последующие наши встречи, состоявшиеся уже в Ташкенте и снова после выступлений Владимира Ивановича.

Она, по-прежнему,  была доброй, искренней, улыбчивой и очень чуткой, несмотря на занятость, ведь Ольга Ивановна  сопровождала практически во всех гастрольных турах своего супруга и вдохновляла на творчество. Эта пара была знаменита в музыкальном мире. Они были неразлучны. Никогда не уставали друг от друга. Напротив, жили одной душой, гармонично дополняя, и понимая друг друга с полуслова. Им важно было не разлучаться. Как призналась в одном из интервью Ольга Ивановна: «Наша встреча – главное, что в наших с Владимиром Ивановичем жизнях было и есть». Их любимым праздничным днём был день 7 мая  – день рождения Петра Ильича Чайковского и день, когда они познакомились. 55 лет их любовь преодолевала все  препятствия, заставляя идти по жизни. Союз этой супружеской пары был не только романтическим, но и творческим.

Ольга Ивановна поддерживала мужа во всех начинаниях. Будучи художественным руководителем и главным дирижером Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского, Владимир Иванович в лице супруги нашел надёжного заместителя. Как пишут сегодня в многочисленных СМИ, «её влияние на творческую деятельность оркестра трудно переоценить: О.И. Доброхотова направляла вектор его развития, создавала многочисленные абонементные циклы, концертные программы, музыкально-литературные композиции».

Что касается неизданной книги, то три её очерка, посвященные выдающемуся дирижёру Карлосу Кляйберу и великим тенорам – Марио Дель Монако и Лучано Паваротти, можно найти в интернете. Впрочем, приведу один из них, который автор назвала «Понимающий Паваротти».

«Однажды я брала телеинтервью у Лучано Паваротти. Мы стояли на ступеньках лестницы в фойе Ла Скала и разговаривали очень, очень долго. Все это время нас снимала камера. В какой-то момент я посмотрела на оператора: он был белый, как бумага! На мой немой вопрос поднял вверх, скрещенные руки. Я поняла: происходит что-то не то, он не может снимать…  Я попросила Паваротти прерваться на секундочку, подошла к оператору и услышала: «Брак плёнки. Ничего не записалось. Нужно брать и записывать интервью заново». И это после часа интереснейшей беседы!

Когда я сказала об этом Паваротти, он только улыбнулся: «О, не нервничайте! Ни в коем случае не переживайте! Конечно же, мы все начнём сначала!». И мы начали. Разумеется, все было уже не так, как в первый раз: непосредственные эмоции не повторишь… Это была уже не такая интересная беседа, не такая продолжительная. Но что я хочу сказать? Меня покорило тогда, какой он понимающий, какой он простой – Лучано Паваротти. Все по-настоящему великие – такие…»

Согласитесь, это тот случай, когда содержательный текст читается на одном дыхании. Таких высококлассных, интеллектуальных профессионалов, как Доброхотова,  сегодня раз-два и всё… С её уходом закончилась эпоха… Одни называли Ольгу Ивановну «геральдическим  символом», другие – «значимой личностью культуры России». И это правда! Её уход – огромная, невосполнимая утрата для тех, кто имел счастье общаться с этой исключительной личностью.

Светлая память…

Инесса Гульзарова, музыковед.

Фото из личного архива автора и интернета

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Презумпция невиновности и права подозреваемого – основные принципы

Известно, что право гражданина, подвергшегося уголовному преследованию, на справедливое судебное разбирательство называется «Хабеас корпус». Этот термин происходит от термина...

Больше похожих статей