Пресс-служба президента сообщает, что сегодня состоялось видеоселекторное совещание под председательством Шавката Мирзиёева, которое было посвящено мерам популяризации спорта и подготовки высококлассных спортсменов.
Проделанная за пять лет работа по налаживанию спортивной инфраструктуры, стимулированию интереса молодежи к спорту, в цифрах выражается следующим образом: за это время появилось 118 новых спортивных комплексов и отремонтировано 110 старых, в махаллях начали проводиться пятиступенчатые соревнования, которые делают спорт привлекательным для молодежи. Первые два этапа, которые прошли совсем недавно, приняло участие более трех миллионов молодых людей.
Но есть и проблемы. Например, в стране до сих пор не отлажена система отбора одаренной молодежи и формирования профессиональных спортсменов. Спортивные школы не взаимодействуют с колледжами олимпийского резерва и школами высшего спортивного мастерства. Например, в 190 детско-юношеских спортшколах, являющихся первичным звеном спортивной подготовки, обучают лишь 10 олимпийским видам спорта. А спортивные федерации не ведут постоянную работу с колледжами олимпийского резерва.
В этой связи на совещании у президента было решено внедрять новую систему подготовки и отбора спортсменов.
Во-первых, поручено проводить соревнования в каждой махалле страны два раза в год: в апреле-июне и сентябре-декабре. Имена победителей, показавших наилучшие результаты, будут вноситься в электронный список. Они также получат возможность бесплатно развивать свои таланты под руководством квалифицированных тренеров в местных спортивных школах. После, в зависимости от уровня физической подготовки и разряда, их начнут переводить на новые этапы спортивной подготовки. Спортшколы станут базой для конкретных видов спорта. А зарплата тренеров вырастет на 35%.
Президент поручил ответственным лицам внедрение данной системы и одновременное поощрение махаллей, молодежь которой показывает наилучшие результаты. Кроме того, в 508 махаллях ожидается строительство собственных многофункциональных спортивных площадок.
На сегодняшний день в колледжи олимпийского резерва можно поступить только по достижении 14 лет. И из-за этого подготовка к Олимпийским играм для молодых людей начинается поздно.
Опираясь на опыт развитых стран, решено реформировать систему профподготовки узбекских спортсменов. В частности, речь идет о реорганизации спортивных колледжей в центры подготовки к олимпийским и паралимпийским видам спорта. При этих колледжах появятся олимпийские школы для учащихся 5-9 классов, олимпийские и паралимпийские колледжи для 10-11 классов и 1-2 курсов. Чтобы попасть в них, нужно будет показать хорошие результаты при обучении в обычных спортшколах и на соревнованиях.
Министерство развития спорта создаст Совет тренеров, в который войдут ведущие тренера и международные эксперты, которым поручат отбор талантливой молодежи для колледжей – победителей соревнований. Выпускникам колледжей по окончании открывается возможность продолжить обучение в Институте высшего спортивного мастерства. Это создаст непрерывную систему подготовки профессиональных спортсменов.
Помимо этого, Министерство развития спорта должно будет выбрать 20 наиболее перспективных для Узбекистана олимпийских видов спорта, после чего в регионах появятся региональные опорные базы.
Президент также отметил тот факт, что в нашей стране до сих пор в полной мере не используется потенциал спортивной науки. Отечественные ученые не замечены в разработке методики или программы ни по одному виду спорта. Те методики и программы, что сейчас используются, были разработаны 30 и более лет назад. Отсутствует подготовка специалистов по спортивной диетологии, фармакологии, психологии. спортивной инженерии, кардиотренеровкам.
В этой связи государство намерено поощрить разработку программ физической и психологической подготовки, здорового питания спортсменов, ориентированных на олимпийские виды спорта. Со следующего года начнется подготовка специалистов в области спортивной диетологии, инженерии и кардиотренировок в Университете физической культуры и спорта, по спортивной медицине и фармакологии в Медицинской академии.