С конца февраля в связи с конфликтом на Украине ряд западных стран, среди которых США, Евросоюз и Япония последовательно ужесточали экономические санкции против России. В результате РФ сегодня занимает первую строчку в антирейтинге стран, против которых ввели наибольшее количество международных ограничений. Автопром и авторынок пострадали от этих мер первыми, причем не только в России, поскольку санкции – палка о двух концах: наносят ущерб и объекту воздействия, и инициировавшему их субъекту.
Производству автомобилей в России просело практически сразу после введения второго и третьего пакетов ужесточенных санкций в конце февраля-начале марта, предпосылками к этому послужили с одной стороны резкое обрушение курса рубля, с другой – ограничения на поставку полупроводников, с которыми и так была «напряженка» последний год в связи с их глобальным дефицитом, вызванным коронавирусом и последовавшим логистическим хаосом. Кроме того, события на Украине создали сложности чисто технического толка – с доставкой компонентов в РФ из Евросоюза.
Большую часть марта АвтоВАЗ находился в режиме паузы. Российские автозаводы компаний Volkswagen, Renault, Mercedes-Benz, Toyota Motor, Mitsubishi Motors остановили производство на неопределенный срок по политическим причинам, кроме того, в Калининграде прекратился выпуск престижных BMW, а в Елабуге – легких коммерческих автомобилей Ford Transit.
По данным Ассоциации европейского автобизнеса, по итогам марта 2022 года в России было продано 55 129 автомобилей, что соответствует падению относительно марта прошлого года на 62,9% или 93 547 единиц в натуральном выражении. Из-за резкого подорожания сырья, материалов и компонентов, а также непрогнозируемости динамики курса рубля автомобильные компании «с запасом» подняли цены на продукцию (в среднем на 35-40%). Возникший из-за недопроизводства машин дефицит еще больше усугубил ситуацию, а дилеры в принципе забыли про понятие рекомендованных производителем розничных цен.
Между тем, санкции против России создали множество проблем для мировой экономики в целом и для глобального автопрома в частности.
Во-первых, РФ является крупным европейским авторынком – по итогам 2021 года страна заняла четвертое место на континенте по объемам реализации легковых и легких коммерческих машин (1,7 млн единиц). Приостановка продаж для иностранных компаний означает недополучение больших прибылей, а в случае с простоями автозаводов – еще и убытки на их консервацию и выплату рабочим 2/3 от зарплаты.
Во-вторых, Россия является крупным поставщиком сырья и материалов на мировой рынок. Санкции против РФ в начале марта спровоцировали скачкообразный рост цен на нефть более, чем на 20% – в результате это привело к рекордным розничным ценам на бензин и дизтопливо в США и Евросоюзе, а также к подорожанию продуктов нефтехимии. Впоследствии для стабилизации мировых котировок США пришлось применять специальные меры – направить на рынок 240 млн баррелей нефти из стратегических запасов.
Рекордно высокую стоимость из-за санкций на биржах в марте также достигали алюминий, сталь, палладий. Все это сырье широко используется в автопроме. Даже электромобили – единственная реальная альтернатива машинам с двигателем внутреннего сгорания – подорожали опережающими темпами, поскольку в марте зафиксирован беспрецедентный скачок цен на никель, который является одним из ключевых видов сырья для тяговых батарей.