3-4 марта 2022 года в Ташкенте состоялась международная конференция высокого уровня «Региональное сотрудничество стран Центральной Азии в рамках Совместного плана действий по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН».
Конференция, организованная Институтом стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан в партнерстве с Контртеррористическим управлением ООН и Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, стала знаковым событием глобального масштаба.
Она внесла существенный вклад в консолидацию усилий мирового сообщества в борьбе с терроризмом, продемонстрировала важность многостороннего сотрудничества с общими вызовами и угрозами международному миру и безопасности, вывела на качественно новый уровень взаимодействие стран региона в деле осуществления Глобальной контртеррористической стратегии (ГКТС) ООН в Центральной Азии.
Масштаб и высокий уровень мероприятия, прошедшего в гибридном формате, подтвердил солидный состав участников — более 500 гостей, среди которых руководители внешнеполитических ведомств государств ЦА, высокопоставленные должностные лица ООН, ОБСЕ, РЦПДЦА, ЕС, ШОС, СНГ, Интерпола, представители гражданского общества и ведущих аналитических центров стран Центральной и Южной Азии, а также главы зарубежных дипломатических миссий в Узбекистане.
Включение в повестку дня всех четырех направлений ГКТС ООН — устранение условий, способствующих распространению терроризма, предотвращение и борьба с ним, расширение роли ООН и укрепление потенциала государств в этой сфере, обеспечение прав человека и верховенства права в условиях борьбы с терроризмом — определило комплексный и всеобъемлющий характер программы конференции.
Особо следует отметить, что Ташкентский форум стал практической реализацией инициативы Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, выдвинутой на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2020 года. Глава государства с высокой трибуны ООН предложил подвести итоги десятилетней реализации Совместного плана действий (СПД) по выполнению Глобальной контртеррористической стратегии ООН в Центральной Азии, а также наметить перспективы дальнейшего сотрудничества в борьбе с терроризмом.
Актуальность мероприятию придали две важные даты, которые отмечались в 2021-м, — 15-я годовщина принятия ГКТС и 10-летие реализации СПД. В 2006 году ГА ООН единогласно приняла Глобальную контртеррористическую стратегию, которая по сей день является единственным универсальным международным документом, направленным на совершенствование национальной политики, регионального и международного сотрудничества в деле противодействия терроризму.
В свою очередь в 2011 году в Ашхабаде центральноазиатские страны утвердили Совместный план действий по реализации ГКТС ООН в ЦА, который стал первой рамочной программой в международной практике, разработанной на основе регионального подхода в целях реализации ГКТС ООН. Тогда Центральная Азия стала первым регионом, начавшим комплексную и всестороннюю реализацию ГКТС ООН.
За годы реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН в Центральной Азии страны региона достигли значительных результатов. В частности, во всех государствах созданы и продолжают совершенствоваться национальные системы противодействия терроризму, включающие развитие нормативно-правовой базы, регламентирующей все аспекты борьбы с терроризмом в соответствии с основными направлениями ГКТС ООН, а также институциональные механизмы, обеспечивающие профилактику, предотвращение и борьбу с терроризмом, развитие международного сотрудничества в данной сфере.
Значимым шагом стали внедрение и реализация в регионе практики стратегического планирования государственной деятельности в сфере противодействия терроризму, основанной на обеспечении эффективного взаимодействия и координации деятельности государственных органов, институтов гражданского общества и частного сектора по всем основным направлениям Глобальной контртеррористической стратегии ООН.
Ташкентская конференция является логическим продолжением системных усилий стран региона по дальнейшему развитию согласованного и скоординированного сотрудничества в сфере противодействия экстремизму и терроризму в Центральной Азии.
Ярким ключевым моментом конференции стало обращение Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева, вызвавшее пристальный интерес экспертного сообщества. Лидер страны изложил подходы Узбекистана в борьбе с терроризмом, выдвинул ряд актуальных и востребованных программных предложений.
Глава государства подчеркнул, что отличительной особенностью государственной политики Узбекистана в данной сфере является применение всеобъемлющего последовательного инклюзивного подхода, сочетающего правоохранительные и профилактические меры.
Активное участие в реализации основных направлений ГКТС ООН, наряду с государственными органами, институтов гражданского общества, значительно повышает эффективность контртеррористических мер в стране.
При этом, как отметил Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, ключевыми приоритетами в данной работе выступают утверждение атмосферы взаимопонимания и развитие диалога в обществе, предотвращение конфликтов, духовно-нравственное воспитание. Главный акцент сделан на устранении условий, способствующих распространению терроризма. Глава государства подчеркнул, что фундаментальной основой борьбы с терроризмом в Узбекистане является обеспечение прав и свобод человека, верховенства закона.
В данном контексте стоит отметить, что противодействие экстремизму и терроризму — одно из приоритетных направлений в обеспечении национальной безопасности страны. Узбекистан последовательно и безоговорочно осуждает терроризм во всех его формах и проявлениях, а также выступает за принятие коллективных усилий по борьбе с терроризмом. В республике создана национальная система противодействия терроризму, включающая обширную нормативно-правовую и институциональную базу, обеспечивающую проведение эффективной контртеррористической политики.
Так, в июле 2021 года принята Национальная стратегия Республики Узбекистан по противодействию экстремизму и терроризму на 2021-2026 годы, направленная на проведение эффективной и скоординированной государственной политики по противодействию экстремизму и терроризму, позволяющей обеспечить национальную безопасность, права и свободы граждан.
Ярким свидетельством правильности и эффективности принимаемых мер являются высокие позиции, занимаемые Узбекистаном в различных мировых рейтингах. Так, согласно Всемирному индексу закона и порядка Международного исследовательского института Gallup’s, Узбекистан вошел в десятку стран-лидеров по уровню безопасности с показателем 92 балла из 100 возможных. А по Глобальному индексу терроризма наша страна находится в числе самых безопасных государств мира.
Проводя взвешенный, миролюбивый, прагматичный и последовательный внешнеполитический курс, Узбекистан на равноправной и взаимовыгодной основе активно сотрудничает с мировым сообществом в данном направлении. Республика подписала 14 основных универсальных международно-правовых документов в сфере борьбы с терроризмом.
Сегодня наша страна — член ряда региональных антитеррористических структур, таких как АТЦ СНГ, РАТС ШОС и других.
К примеру, учреждение РАТС ШОС с размещением ее штаб-квартиры в Ташкенте стало своего рода признанием ведущей роли Узбекистана в борьбе с терроризмом. В рамках СНГ принята Программа сотрудничества государств — участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2020-2022 годы.
В деле противодействия терроризму Узбекистан уделяет особое внимание партнерству с ОБСЕ, которое подкрепляется двухгодичными программами по совместному сотрудничеству в военно-политическом измерении. Так, в рамках сотрудничества на 2021-2022 годы ключевыми целями обозначены противодействие терроризму, обеспечение информационной кибербезопасности и содействие в борьбе с финансированием терроризма.
С учетом трансформации международного терроризма,
а также в целях развития глобального контртеррористического потенциала Узбекистан активно инициирует различные действенные механизмы сотрудничества. Убедительный пример — данная конференция, в ходе которой для продолжения успешной борьбы с террористическими угрозами не только на региональном, но и на глобальном уровне Президентом Узбекистана были выдвинуты несколько предложений.
В частности, для усиления механизмов постоянного мониторинга и критической оценки хода реализации СПД, координации взаимодействия стран ЦА Узбекистан выступил за открытие в нашем регионе офиса Контртеррористического управления ООН. Офис может выступить в роли координатора деятельности других международных и региональных организаций, осуществляющих деятельность в данной сфере
в регионе. В частности, только в системе ООН 18 учреждений занимаются теми или иными вопросами противодействия терроризму в ЦА.
Наблюдения последних лет зафиксировали факт превращения интернета в инструмент распространения радикальной идеологии.
Экстремисты используют виртуальное пространство для вербовки новых рекрутов, сбора средств, планирования и совершения террористической деятельности. В связи с этим все более актуальным является объединение усилий государств в противодействии терроризму в интернете.
В этих целях Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев инициировал создание в рамках Программы по кибербезопасности и новым технологиям в ЦА, принятой в 2020 году, Единой электронной сети по кибертерроризму в Центральной Азии. Она послужит развитию обмена опытом, данными, исследованиями и лучшими практиками.
Лидер страны не обошел стороной и вопросы реабилитации
и реинтеграции лиц, возвращенных из зон военных конфликтов. Как известно, страны Центральной Азии стали одними из первых, кто возвратил своих граждан из зон боевых действий на Ближнем Востоке. Всего государствами региона было репатриировано более 1,5 тысячи человек. В связи с этим особую важность представляет вопрос расширения сотрудничества между специалистами стран региона в решении возникающих проблем в процессе реабилитации и реинтеграции граждан.
В целях совершенствования программ в этой области, а также выработки предложений по борьбе с пропагандой терроризма в странах Центральной Азии глава нашего государства предложил создать под эгидой КТУ ООН региональный Экспертный совет.
Совет станет важной площадкой для обмена информацией и опытом, выработки совместных подходов и методик по вопросам дерадикализации репатриантов, а также эффективных мер борьбы с пропагандой терроризма.
Сегодня во многих уголках мира наблюдается усиление межконфессиональных и межнациональных противоречий, разжигается ненависть. Это приводит к расколу в обществе, а иногда и к столкновениям и конфликтам на национальной и религиозной почве.
В связи с этим Президент Узбекистана уделил особое внимание продвижению идей и принципов толерантности, межрелигиозного и межкультурного диалога с участием всех слоев общества, инициировав проведение в 2023 году в Узбекистане конференции высокого уровня «Просвещение и религиозная толерантность».
Как известно, 12 декабря 2018-го Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла специальную резолюцию «Просвещение
и религиозная толерантность», инициированную Узбекистаном. В связи с этим конференция станет практическим воплощением реализации резолюции, позволит представителям госструктур, международных организаций и гражданского общества определить перспективные направления взаимодействия по решению злободневных проблем. Площадка предоставит возможность выработать единые подходы и эффективные меры, способствующие недопущению процессов радикализации в обществе, обеспечению благополучия и стабильности.
Безусловно, важнейшим условием успешного противодействия экстремизму и терроризму является эффективная молодежная политика. Ее актуальность в борьбе с терроризмом обусловлена пополнением рядов радикальных организаций преимущественно за счет представителей молодого поколения, которые наиболее восприимчивы к идеологическому воздействию.
С учетом этого Президент Узбекистана предложил созвать
в 2023 году в Самарканде Молодежный совет стран Центральной
и Южной Азии. Он призван стать эффективной площадкой обмена опытом по созданию благоприятных условий для самореализации молодого поколения и формирования у него устойчивого иммунитета к идеям экстремизма и терроризма.
Особое внимание участников конференции привлекли также выступления руководителей международных и региональных организаций.
В частности, Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш подчеркнул, что Ташкентская площадка демонстрирует политическую волю государств ЦА к совместной работе по предотвращению и борьбе с угрозой терроризма. Он высоко оценил усилия стран региона, принявших СПД по реализации Глобальной стратегии в ЦА и поэтапно реализовавших его в тесном сотрудничестве с ООН. По его словам, документ был жизненно важным инструментом для оказания технической помощи по четырем направлениям ГКТС.
Выступая на конференции, заместитель Генерального секретаря ООН Владимир Воронков заявил, что страны региона взяли на себя «большую ответственность в предотвращении распространения террористических угроз на соседние страны». По словам В. Воронкова, Совместный план действий является механизмом, с помощью которого в регионе можно усилить комплексное многостороннее сотрудничество, необходимое в подобных обстоятельствах.
Обращаясь к участникам мероприятия, исполнительный директор Управления ООН по наркотикам и преступности Гада Вали высоко оценила приверженность центральноазиатских стран укреплению региональной стабильности посредством мер реагирования на вызовы, связанные с наркотиками, преступностью и терроризмом. Она подчеркнула, что совместные усилия в борьбе с терроризмом жизненно важны, поскольку терроризм — сложная проблема, требующая принятия комплексных мер, направленных в первую очередь на задействование сообществ и молодежи, укрепление социальной сплоченности и предотвращение радикализации, ведущей к насильственному экстремизму.
Важным итогом конференции стало принятие главами внешнеполитических ведомств стран региона обновленного Совместного плана действий, разработанного на основе многосторонних консультаций и консенсуса.
В нем определены стратегические направления, а также конкретные задачи, выполнение которых позволит эффективно противостоять угрозам международного терроризма на пространстве ЦА.
Страны региона признали СПД в качестве всеобъемлющей, комплексной и оперативной основы для совместных усилий по противодействию терроризму и насильственному экстремизму. Исходя из опыта реализации СПД, в обновленном документе были учтены новые угрозы и вызовы, такие как предотвращение использования ИКТ в террористических целях, репатриация и реинтеграция граждан, возвращенных из зон боевых конфликтов, и другие.
В свою очередь принятая в ходе форума главами внешнеполитических ведомств центральноазиатских стран Ташкентская декларация подтвердила приверженность государств ЦА сотрудничеству в рамках нового СПД, общее стремление продолжать укреплять региональный диалог, принимать коллективные и индивидуальные меры по предотвращению и противодействию терроризму в ЦА.
Как утверждают обозреватели, Ташкентская декларация стала составной частью системных и последовательных мер государств Центральной Азии по дальнейшему развитию сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом и принятым по итогам конференций высокого уровня в Ашхабаде — Ашхабадской Заключительной декларации и СПД по выполнению ГКТС ООН (2011 год) и Ашхабадской декларации о противодействии терроризму (2017), Самарканде — Самаркандской декларации о повышении роли молодежи в противодействии насильственному экстремизму и радикализации, ведущей к терроризму (2018) и Душанбе — Душанбинской декларации по итогам международной конференции «Международное и региональное сотрудничество в борьбе с терроризмом и источниками его финансирования, включая незаконный оборот наркотиков и организованную преступность» (2019).
Показательным итогом мероприятия стало единогласное мнение экспертного сообщества, признавшего, что международная конференция высокого уровня в Ташкенте засвидетельствовала единство и сплоченность стран ЦА в деле противодействия общим вызовам и угрозам безопасности, решительный настрой государств региона тесно взаимодействовать в борьбе со всеми формами и проявлениями терроризма на основе общего стратегического подхода в целях обеспечения общей и неделимой безопасности.
Ташкентская платформа предоставила возможность согласовать общие принципы и подходы к вопросам борьбы с терроризмом с учетом меняющейся международной общественно-политической и социально-экономической среды. Это в дальнейшем позволит скоординировать усилия по борьбе с новыми вызовами и угрозами, а также сохранить высокую динамику взаимодействия по ключевым вопросам борьбы с терроризмом и укрепить региональное сотрудничество.
И, наконец, Ташкентская конференция внесла свой вклад
в повышение доверия международного сообщества к государствам ЦА в качестве ответственных субъектов международных отношений, готовых нести совместную ответственность за устойчивое развитие Центральноазиатского региона. Это в свою очередь важное условие дальнейшего развития всеобъемлющего сотрудничества стран ЦА с международными структурами, которые являются ключевыми звеньями в борьбе с экстремизмом и терроризмом.
Таким образом, Ташкентская конференция стала важным этапом в объединении усилий мирового сообщества в деле противодействия терроризму как одной из самых серьезных угроз миру и безопасности, подняв на качественно новый уровень взаимодействие стран Центральной Азии с международными и региональными организациями в противодействии терроризму.
Она является своего рода показателем достигнутого высокого уровня конструктивного взаимодействия Узбекистана с международным сообществом в лице Организации Объединенных Наций. При этом личное участие высокопоставленных представителей международных и региональных организаций, иностранных государств и ведущих зарубежных экспертов в столице Узбекистана превратило мероприятие в важную диалоговую площадку глобального уровня.
Успешное проведение конференции свидетельствует
и об абсолютной поддержке международным сообществом масштабных реформ, проводимых Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым в различных сферах государства и общества, а также внешнеполитического курса Ташкента, направленного в первую очередь на превращение Центральной Азии в пространство добрососедства, стабильности, взаимовыгодного сотрудничества, совместного процветания и устойчивого развития.
Акрамжон НЕЪМАТОВ, Первый заместитель директора Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан