back to top
7.7 C
Узбекистан
Пятница, 22 ноября, 2024

Официальные данные внушают сомнение: ВБ рассказал о реальном положении инвалидов в Узбекистане

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

Пресс-служба Всемирного банка опубликовала страновой обзор по Узбекистану, в котором обобщается правовой и социальный контекст, сказывающийся на жизни людей с инвалидностью.

Источником для него стали различные страновые отчеты, статьи и документы партнеров банка, которые помогают правительственным и неправительственным организациям и ассоциациям.

В обзоре представлена информация по статистике, анализу доступности здравоохранения, образования и реабилитации, трудоустройству и социальной инфраструктуре, а также социальной защите. Помимо этого, составители обзора проанализировали данные по влиянию коронавирусной инфекции на жизнь людей с инвалидностью. А в заключение дан обзор правовых и политических рамочных основ, которые определяют отношение государства и людей с инвалидностью, и даны рекомендации.

В разделе статистики составители обзора предположили, что количество лиц с инвалидностью, оцениваемое как 2,1% населения, не может отражать реальное положение дел, потому что мировая статистика говорит, что не менее 15% населения планеты имеет то или иное нарушение функций организма. Причиной того, что в Узбекистане цифры столь разительно отличаются от мировой статистики, может быть использование советских методов оценки и определения инвалидности.

По данным Минздрава и Республиканской инспекции медико-социальной экспертизы, а также внебюджетного пенсионного фонда при Минфине, в стране «на конец 2019 года в Узбекистане пенсии и социальные пособия получали 693 900 лиц с инвалидностью (295 500 женщин и 398 400 мужчин), в том числе 111 300 детей в возрасте до 16 лет (48 800 девочек и 62 500 мальчиков)». Эти данные банк также считает не вполне точными.

Более точные данные можно было бы получить во время переписи населения, которая запланирована на следующий год, но Государственный комитет по статистике отказался включать в опрос вопросы по инвалидности, ссылаясь на отсутствие средств и экспертных знаний.

Собственный опрос банка, проведенный в 2018 году («Слушая граждан Узбекистана»), показал, что около 13,5% населения в возрасте от 3 лет и старше имеют ту или иную форму инвалидности, а 3,5% — тяжелые формы инвалидности. Более того, результаты обследования показали, что в 45% домохозяйств проживает инвалид, а в 14%домохозяйств проживает лицо с тяжелой формой инвалидности. Распространенность инвалидности тесно связана с возрастом: 54% людей в возрасте 60 лет и старше имеют ту или иную форму инвалидности».

Причины расхождений – юридические определения, препятствия для регистрации инвалидности ВКК, ВТЭК, финансовые затраты на регистрацию, культурные факторы, включая общественную стигматизацию.

Доступ к медицинским услугам

Что касается доступа лиц с инвалидностью к медицинским услугам, то четверть из них не получает всех необходимых медуслуг. У тех, кто не имеет инвалидности только десятая часть населения недополучает медицинские услуги. Это данные исследования, проведенного ООН в 2019 году.

Существующие привилегии и льготы лиц с инвалидностью, включающие бесплатное медобслуживание, на деле не реализуются из-за сложностей с транспортом (особенно в сельской местности). Люди с инвалидностью в два раза чаще (чем лица без инвалидности) признавались интервьюерам ООН, что не знают, где можно получить медуслуги.

Помимо этого в медучреждениях часто отсутствуют пандусы, лифты и сурдоперевод, а медперсонал позволяет себе ненадлежащее обращение с инвалидами.

Право на индивидуальную программу реабилитации практически не реализуется, так как персонал ВТЭК не обладает необходимой квалификацией и опытом. Только 37,3% опрошенных сообщили, что у них есть индивидуальная программа реабилитации, 50% не знали о таких программах, еще 17,9% сообщили, что никогда их не получали.

Инвалидные коляски есть только у 26,9% тех, кто в них нуждается.

У детей доступ к средствам реабилитации еще меньше, чем у взрослых.

Государство планирует ввести рыночную конкуренцию в систему предоставления вспомогательных средств для реабилитации.

Гендерный фактор и инвалидность

Официальные данные говорят о сокращении численности девочек и женщин с инвалидностью за период с 2007 по 2019 год. Это также противоречит мировой статистике, потому что большая продолжительность жизни женщин делает инвалидность более распространенной среди них.

Исследование ООН 2019 года показало, что общественная стигматизация заставляет людей скрывать инвалидность членов своей семьи.

Что касается гендерного насилия, то банк не располагает данными о нем. Возможно, причиной тому недоступность центров для переживших насилие для лиц с инвалидностью.

Доступная среда

Несмотря на принятие многочисленных постановлений, направленных на создание доступной среды для лиц с инвалидностью, реальность такова, что 85% зданий и объектов социальной инфраструктуры не адаптированы под нужды этих людей. А в них проживает 70 тысяч человек с инвалидностью и 300 тысяч пенсионеров.

Общественный транспорт тоже недостаточно доступен для лиц с инвалидностью, что не позволяет им принимать участие в общественной жизни, получать образование и работать, обрекая их на социальную изоляцию.

Доступ к образованию

Детские сады для детей с инвалидностью на 20% менее доступны, чем для детей без нее.

В стране есть 86 специализированных школ и школ-интернатов для детей с отклонениями в физическом или психическом развитии. В них в основном обучаются дети с сенсорными нарушениями, а те, у кого имеются нарушения физических или интеллектуальных функций, чаще получают образование на дому, что сказывается на их социальной изоляции, снижает способность к дальнейшей адаптации.

В 2014-2016 годах в Узбекистане совместно с ЕС был реализован пилотный проект. Помимо появления экспериментальных школ в пяти областях страны, этот проект также привел к принятию государством ряда нормативно-правовых актов по внедрению инклюзивного образования. В частности, Концепция развития системы народного образования включает снижение числа обучающихся на дому до 11% к 2025 году.

С 2019 года лицам с инвалидностью предоставляется 2%-ная квота в вузах. Также для них снижен минимальный балл на поступление в вуз. Студенты получают стипендию от государства, но инфраструктура вузов по-прежнему не предназначена для обучения лиц с инвалидностью.

Дети с нарушениями обучаемости (аутичного спектра, с синдромом Дауна и др.) не могут получить профессиональное или высшее образование. В стране создано 4 специализированных колледжа для таких детей, но они предлагают ограниченный выбор профессий, которые могут быть и не востребованы на рынке труда.

У лиц с инвалидностью в 4 раза меньше шансов найти работу. В 2019 году были официально трудоустроены только 8,9% мужчин и 4,4% женщин с инвалидностью в возрасте 16–59 лет и 16–54 лет соответственно, или всего 7,1% лиц с инвалидностью. В сельской местности этот процент был еще ниже – 5,8%.

Заработная плата у лиц с инвалидностью меньше, чем у всех остальных.

Влияние коронавирусной инфекции и карантинных мер

Лица с инвалидностью в большей степени оказались затронуты проблемами, связанными с пандемией. Риск заражения у них оказался выше из-за невозможности соблюдений социальной дистанции, сложностей в получении информации.

Многие из лиц с сенсорными нарушениями, занятых физическим трудом, потеряли работу и доходы.

Психическое здоровье лиц с инвалидностью в период изоляции ухудшилось: больше половины респондентов определяли его как «удовлетворительно» и «плохо».

Также имелись проблемы с доступом к медицинским и социальным услугам в период строгого карантина.

Ключевые рекомендации

Всемирный банк рекомендует привести законодательство в соответствие с Конвенцией ООН о правах инвалидов, использовать при сборе и анализе статистических данных международные определения и инструменты, усилить контроль над реализацией КПИ, оказать содействие изменению отношения в обществе к инвалидам, продвижение практик инклюзивного образования и трудоустройства.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Не оставлять никого позади: Минсельхоз Турции продвигает проект по расширению прав сельских женщин в Узбекистане

Делегация Министерства сельского и лесного хозяйства Турции посетила Узбекистан для ознакомления с совместным проектом, реализуемым в рамках программы сотрудничества...

Больше похожих статей