back to top
3.9 C
Узбекистан
Воскресенье, 24 ноября, 2024

Какие предпосылки кроются в статье «Что стоит за конфликтом между Россией и Украиной?»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

Несколько дней назад была опубликована статья Мансура Мировалева «Что стоит за конфликтом между Россией и Украиной?». Помимо политического контекста, в статье обсуждается важность вступления Узбекистана и Украины в ЕАЭС для Российской Федерации. С доводами автора не согласен эксперт ЦЭИР Ферузбек Давлетов, который даёт своё видение экономическим аспектам вступления в ЕАЭС.

В статье приводится утверждение, что геополитические войны вокруг Украины и России объясняются основами теории лауреата Нобелевской премии экономиста Пола Кругмана, о том, что полная консолидация любого экономического блока (в.т. ЕАЭС) требует наличие населения около 250 млн. человек. Отсюда автор делает вывод о том, что Россия стремится включить Украину (44 млн. чел.) и Узбекистан (34 млн. чел.) в ЕАЭС для полноценной его активизации.

 «Украина, с населением в 43 млн. чел. и мощным сельскохозяйственным и промышленными секторами должна была стать самой важной частью ЕЭАС после России», – говорит Мансур Мировалев.  

Стоит отметить, что автор искажает выводы известного экономиста Пола Кругмана, в исследованиях которого отсутствует правило минимального требуемого количества населения для консолидации экономических блоков.

В своей знаменитой статье «Регионализм против многостороннего подхода» Пол Кругман оспаривает экономические последствия, участившихся в мире, переходов от глобализма к локализму (регионализму).

Основным выводом Пола Кругмана является то, что мировое благосостояние достигает максимума, когда количество экономических блоков в мире равно одному или их количество очень велико. В частности, если в мире будет существовать один единственный экономический блок, то это будет равносильно многосторонней свободной торговле.

В случае, если количество экономических союзов будет предельно большим (свыше 10-ти), то таможенные тарифы, взимаемые со стран других блоков, будут близки к нулю, так как, на каждый блок будет приходиться лишь небольшая доля в потреблении других блоков. Следовательно то или иное объединение будет иметь минимальную рыночную власть среди других.

Кругман предполагает, что наихудший сценарий для мирового благосостояния возникает тогда, когда количество блоков будет равно трем. Еще в 1992 г., Туро Лестер, американский экономист, поддерживая мысль Кругмана, отмечал, что особые опасения вызывает появление трех торговых блоков. Первый – в Европе с центром в ЕС (нынешний ЕС), второй – в Северной и Южной Америке с центром в США (НАФТА), и третий – в Тихоокеанской Азии, возможно с Японией.

Кругман задается вопросом, почему страны более успешны в ведении переговоров на региональном уровне, нежели чем на глобальном уровне.

Во-первых, большое количество участников единого блока усложняет введение двусторонних переговоров вдобавок к угрозе обмана системы, например, условий Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

ГАТТ — международное соглашение, заключенное в 1947 году с целью восстановления экономики после Второй мировой войны, которое на протяжении почти 50 лет фактически выполняло функции международной организации (ныне — Всемирная торговая организация).

Во-вторых, часто меняющийся характер торговых ограничений затрудняет полноценный мониторинг их реализации при большом количестве участников единого блока.

В-третьих, отсутствует доминирующая сила (их много – США, Китай, Япония и тд.), которая, согласно теории политической экономики, могла бы обеспечить «гегемонистскую стабильность» путем принуждения участников единого блока к соблюдению правил.

И наконец, институциональные различия между участниками блока, которые создают проблемы для системы в целом. Следовательно, Кругман утверждает, что именно региональные блоки дают возможность избегать вышеупомянутые проблемы и восстановить переговорный уровень на, возможно, самый оптимальный.

Другая причина склонности к регионализму кроется в допущениях теории Кругмана. Среди них, предположение, что торговые блоки выбирают оптимальный тарифный режим по отношению к другим блокам исходя из своих предпочтений, что не всегда позволительно, так как могут быть исключения для некоторых его участников (статья 24 ГАТТ).

Кроме того, в теории не учитываются транспортные расходы. Кругман сам признает, что если торговые блоки образуются на континентальной основе, а межконтинентальные транспортные издержки будут чрезмерно высокими, то серия региональных блоков, каждый из которых охватывает один континент, могут привести к такому же результату, как и в условиях глобальной свободной торговли.

 Из всего вышеперечисленного вытекает, что не столь важно сколько миллионов человек будет в ЕАЭС, а важна сама идея региональной интеграции в силу ряда преимуществ, которые, по мнению Пола Кругмана, могут дать самый оптимальный результат с точки зрения общего благосостояния торгового блока.

Рисунок 1. Взаимосвязь между всеобщим благосостоянием и количеством торговых блоков согласно Кругману.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Недельный тур на остров Хайнань обойдется узбекистанцам в два раза дешевле, чем на Чарвак и Чимган

23 ноября, в Ташкент состоялся бизнес-форум с участием представителей туристического сектора Китайской Народной Республики. Данный форум был посвящен продвижению...

Больше похожих статей