Пресс-центр Центробанка РУз опубликовал решение, принятое на состоявшемся 20 января заседании правления, о сохранении текущей основной ставки без изменений.
Для достижения спрогнозированных ранее показателей инфляции и сохранения денежно-кредитных условий основная ставка Центрального банка остается на уровне 14% годовых.
Инфляция и инфляционные ожидания
В прошлом году инфляция в Узбекистане составила 10%. Основным фактором ее формирования стал рост цен на продовольственные товары и на топливо. В свою очередь, эти цены выросли в связи с глобальными инфляционными процессами, но сказалась и положение дел с конкуренцией и предложением на внутреннем рынке.
В то же время центральный регулятор назвал уровень базовой инфляции прошлого года самым низким показателем за последние пять лет. Потому что базовая инфляция в 2021 году составила всего лишь 8,8%.
Экономическая активность и совокупный спрос
В прошлом году начался процесс восстановления экономики страны, которая резко замедлила свое развитие в 2020 году. Имеющиеся данные позволяют сказать, что ВВП в 2021 году вырос на 7,4% в реальном выражении.
Но основными факторами, которые сказались на поддержании экономической и инвестиционной деятельности, оказались собранные и перенаправленные фискальные расходы, а также кредиты коммерческих банков.
Коммерческие банки в прошлом году выдали кредитов на 31% больше, чем в позапрошлом году. При этом улучшилась ситуация с погашением кредитов – уровень погашения вырос до 71%. Физические лица тоже стали активнее брать кредиты, выдача их выросла на 42% — таким образом удалось поддержать потребление и спрос на жилье со стороны населения.
Внешние экономические условия
Глобальные инфляционные процессы ускорились в минувшем году. Это произошло также за счет роста цен на продовольственные товары и топливо. Другим фактором стало ответное ужесточение денежно-кредитных условий, к которому прибег ряд развивающихся стран.
Экономисты сделали предположение, что некоторые инфляционные процессы, которые поначалу сочли временными, могут оказывать более продолжительное, чем ожидалось, воздействие на цены. Эта оценка была дана в конце прошлого года, на фоне целого ряда неопределенностей и рисков, связанных с пандемией.
Девальвация обменного курса за 2021 год составила 3,4%, и это самый низкий показатель за три последних года. Предложение иностранной валюты на внутреннем валютном рынке за год выросло в 1,6 раза, что стало возможным благодаря росту поступлений от экспорта и трансграничных денежных переводов в Узбекистан.
Денежно-кредитные условия
Условия на денежном рынке в течение прошлого года можно назвать умеренно жесткими. Индикаторы uzonia и uzwia составили 13%. Межбанковские операции выросли почти в два раза, резко возросла активность использования денежно-кредитных инструментов – все это отражалось на динамике процентных ставок. За год значительно выросли обязательства и расходы ЦБ по денежно-кредитным инструментам при регулировании ликвидности по ним – в связи с резким повышением их активности.
«Средневзвешенные процентные ставки, предлагаемые банками по срочным депозитам в национальной валюте, в декабре составили 20,2% для физических лиц и 15,1% для юридических лиц, и сформировали положительный спрэд относительно инфляционных ожиданий».
Прогноз и риски
Для текущего года базовый сценарий макроэкономического развития предусматривает сохранение ЦБ умеренно жестких денежно-кредитных условий.
Глобальная инфляция не позволяет закрыть глаза на риски, связанные с ростом цен на сырье и энергоресурсы на внешних рынках, а также риски связанные с пандемией, замедлением мирового экономического роста, поэтому прогноз годовой инфляции на этот год – 8-9%.
Прогноз роста ВВП по мнению ЦБ составит 5,5-6,5%. В первой половине 2022 года экономическую активность будут в основном поддерживать фискальные стимулы, направленные в экономику в течение 2020-2021 гг.
Следующее заседание правления ЦБ, на котором будет обсуждаться основная ставка регулятора, назначено на 10 марта текущего года.